Главная страница  Системы автоматического управления 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 [ 149 ] 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180

приводящее каждую систему в начало координат. При (0) = х (0) систему с меньшей постоянной времени или большим значением % можно быстрее привести к началу координат. Оптимальное время приведения Xi и к началу координат обозначим соответственно через и Га; так как ?2, то видно, что TlC Г.

Рассмотрим системы, включающие в себя х, и х вместе как систему второго порядка. Поскольку в соответствии с условиями оптимального по быстродействию управления х и х. Должны одновременно достигнуть начала координат, то ясно, что составляющая система первого порядка с большей постоянной-времени определяет оптимальное время управления. Очевидно, что оптимальным временем должно быть Тц- Поэтому любое и которое может привести Хх к началу координат за время Г, больше минимального времени (для х,), все же можно рассматривать как оптимальное управление. Таким образом, является неединственным; по -существу оно не должно быть даже релейным.

К более значимым системам второго порядка, которые не являются -управляемыми, но являются полностью управляемыми, относятся системы, сводимые к виду

Здесь можно использовать тот же метод рассуждения, как и выше, чтобы показать неединственность оптимального по быстродействию управления (см. упражнение 16.5).

Полезно изучить некоторые свойства L-управляемых систем.

Если обозначить через bi i-й вектор-столбец матрицы В, то имеем следующую теорему.

Теорема 16.1. Линейная стационарная система х = Ах + Ви является L-управляемой в. том и только в гом случае, если векторы bi, Abi, Abi, . . ., A ~bt линейно независимы для каждого значения i (t = 1,. . ., г).

Для доказательства этой теоремы заметим сначала, что так как я]) (t) = = (г , 0) я]) (0) = (е~0 (0), то можно [(01 представить в виде [if {0)е~*Ву. Предположим, что в каком-то интервале времени /-я составляющая функция переключения становится равной нулю. Это значит, что в этом интервале]

tij{t) = {0)e-bi = 0; >

(Ь] (t)) = -if (0) Ае-Ь,- = - я]) (0) е-Л Ь,- = 0;

(&я15 (0) = if (0) Лe-&, = if (0) е-л&у = 0; -~Г (&/ (0) = (0) (- Af-e- = 1],- (0) е- (- АГ-% = 0.

(16.8)

Для вывода системы (16.8) воспользуемся тем, что Ле = е Л. Теперь систему (16.8) можно выразить в виде матричного уравнения вида

, /СУе-Ч(0) = 0,1 (16.9)

где Kj-матрица размерностью пхп со столбцами Ь/, АЬ/, Abj . . . , А -\.

Так как является не особой, а я]) (0) вообще не равна нулю, то выражение (16.9) означает, что Kj должна быть особой. Иначе говоря, это значит, что столбцы К/ не могут быть линейно независимыми (см. приложение I). Таким образом, линейная независимость векторов-столбцов матрицы Kj представляет собой необходимое условие для необращения в нуль любых составляющих функции переключения (Вгрф).

Та часть теоремы, которая содержит достаточное условие, является, по-видимому, вполне убедительной, если не произойдет скольжения или каких-



либо необычных явлений. Из рассмотрения формы функции переключения следует, что эти явления будут невозможны, если ни одна из составляющих функции переключения не обратится в нуль на каком-либо конечном интервале времени.

Неединственность и* (f) можно лучше представить с помощью геометрической картины, изображенной в гл. 14. Для системы, рассматриваемой в примере 16.3, достижимое множество С относительно начала координат в трехмерном пространстве с координатами Xj, Х2 к t* примет вид обращенного тетраэдра с искривленными сторонами (покажите это). После некоторого размышления станет ясно, что проекции на плоскость Xj, Xg множества 6 будет достаточно для определения ориентации вектора г] или я]5* (i). Заметим, что на плоскости х, Ха проекция множества G представляет собой прямоугольник со сторонами, параллельными основной оси.

Можно видеть, что вдоль каждой стороны прямоугольника вектор я])* (tj), представляющий собой внешнюю нормаль к С, должен бьп-ь одним и тем же. Далее, так как стороны прямоугольника параллельны оси Xj или оси Xg, одна из составляющих я]5* (t-,) должна быть равна нулю. Из сопряженных уравнений = -Xj-j и ilJa = -kfpz следует, что если одна из составляющих я]) равна нулю при t то она останется равной нулю и в дальнейшем, приводя к условию вырожденности.

Плоская граница достижимого множества G определяет условие вырожденности задачи. Конечно, это лишь достаточное, но не необходимое условие.

Интересные случаи вырожденного оптимального по быстродействию управления некоторыми линейными стационарными системами четвертого порядка представлены в работе [183].

16.3. ВЫРОЖДЕННЫЕ УПРАВЛЕНИЯ В ОПТИМАЛЬНЫХ ЗАДАЧАХ ПО РАСХОДУ ТОПЛИВА

В случае оптимального по расходу топлива управления линейными стационарными объектами вырожденное управление вновь подразумевает неединственность. Однако условия вырожденности здесь оказываются менее жесткими, чем в задачах оптимального по быстродействию управления. Так, например, из гл. 12 мы уже видели, что как единичные, так и двойные интеграторы могут иметь неединственные решения оптимальных по расходу топлива систем, хотя уравнения х = и х = и являются, очевидно, L-управляемыми и, следовательно, не могут иметь особых оптимальных по быстродействию регуляторов.

Заметим, что объекты управления с одной или более степенями интегрирования будут всегда приводить к неединственности для каких-либо началь-

НЫХ состояний, если показатель качества имеет форму f = \ u\dt, где

Т > t*. Чтоб показать это, будем придерживаться действий, указанных в примере 12.5 (и упражнении 12.5), и выберем начальную точку, которая Требует и*, не меняющего знак. Существует бесконечное число способов выбрать такое к*, чтобы получить в результате один и тот же функционал/*. Поэтому имеет место следующая теорема.

Теорема 16.2. Оптимальное по расходу топлива управление линейным объектом л: = Ал:-f ;Вк будет невырожденным, если \АК,-\фО при / = = 1, . , ., г, где Kj - та же матрица, что и в уравнении (16.9).



Так как Л/С/ = Л [/С/, то соотношение \АК,\ = 0 означает, что или \А \ =0, или Kj I = О, или и то и другое вместе. При \Ki \ =0 объект не является L-управляемым. Кроме этого, при \А \ ==0 по меньшей мере одно из собственных значений А равно нулю и управляемый объект имеет по меньшей мере одну степень интегрирования.

Попробуем доказать справедливость теоремы 16.2.

Из гл. 14 известно, что решение.оптимальной по расходу топлива задачи с линейным управляемым объектом имеет вид

Uj{t) = -~6ez(bjj?(t)), г. (16.10)

Таким образом, и] (t) становится неопределенной только в том случае, если соответствующая функция переключения (й/я)) (t)) тождественно равна + 1 или -1 на каком-то конечном интервале времени.

При Ь]\}р {t) тождественно равном -)-1 или -1 имеем

[bh (t)) = Ь] (t) = b- (- лЧ it)] = ~ [AbjY (t) = 0;

(16.11)

При наличии матрицы Kj размерностью n хп, определенной в предыдущем параграфе, систему уравнений (16.11) можно записать в виде

.{AK,Y{t) = 0. (16.12)

Так как i (t) Ф О, то отсюда следует условие теоремы 16.2,

Полезно снова рассмотреть геометрические- соотношения, выведенные в гл. 14.

Пример 16.4. Заметим, что для системы

С(Т)

х= аи с /= [b\u\dt и 1 ы К ty достижимое

Рис. 16.3. Достижимое множество G {t) при t = f и t = t* для системы, рассматриваемой в примере 16.4

множество G (f) в плоскости зависимости f от х представляет собой перевернутый равнобедренный треугольник, изображенный на рис. 16.3. Стороны этого треугольника имеют наклон Ыа.

Предположим, что при t = {) х находится в состоянии х,. Рассмотрим теперь конечное состояние х,- При t<i t*, где t*-оптимальное время, невозможно достигнуть хс помощью какого-либо допустимого управления и, следовательно, решение отсутствует. В момент времени t~ t*, С {t*) лишь касается х и оптимальные по быстродействию и расходу топлива решения равны друг другу. По существу точка .ж = Xg = all; f = bU представляет собой угловую точку треугольника С (t*) (см. рис. 16.3). Здесь имеется неясность в том, что должна представлять собой внешняя нормаль я]) {t*). Эта неясность устраняется использованием принципа максимума, на основе которого можно легко сделать вывод с том, что справедливо условие (t*) = b/a.

При t* КЗ рис. 16.3 следует, что оптимальная по расходу топлива точка х= х,; f = ьи лежит на стороне треугольника С (Т) и допускает единственное значение для г]з {t, а именно: if (у = Ь/а.

При использовании принципа максимума мы видим, что и* (f) = U dez (ф (f) a/b] представляет собой оптимальное по расходу топлива решение, и особое управление имеет место

Подобная неясность наблюдается также и в случае G (t*) в примере 16.3, в чем читатель может легко убедиться сам.



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 [ 149 ] 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180

© 2000 - 2024 ULTRASONEX-AMFODENT.RU.
Копирование материалов разрешено исключительно при условии цититирования.