Главная страница История развития электросвязи Абонент Процесс финансового учета Процесс обработки счетов Транзакции записей об услугах Процесс формирования стоимости услуги Записи об использовании ресурсов >irf.r4 4itl,s..j Процесс фиксации использования услуги Рис. 25.1. Трехуровневая модель расчетов МСЭ-Т: UMF - Usage Metering Function - функция фиксации использования услуги; AR п - Accountable Resource - ресурс, предоставляемый учитываемым объектом место, на котором осуществляется услуга (как часть идентификации пользователя); тип услуги (на основании которого определяется алгоритм калькуляции); Запись возникает в процессе фиксации использования услуги (Usage IVietering Process), которая формируется следующими источниками информации: телефонными станциями местной сети, АМТС, коммутаторами сотовой сети, оборудованием сетей передачи данных, сетью internet. Второй уровень - это процесс формирования стоимости услуги. Здесь происходит интегрирование информации по услугам в единообразную запись, предназначенную для передачи автоматизированной системе расчетов, в которую также вносятся идентификаторы пользователя и услуги, количество использованной услуги, время начала предоставления услуги, категория пользователя, тариф. Эта запись носит название Service Transaction Record (STR) - запись об оцененном использовании услуги. Третий уровень - процесс обработки счетов. Отвечает за работу с абонентом в процессе выставления ему счета за услуги, приема оплаты, подачи заявок и предъявления претензий к оператору пользователем услуг, т. е. процесс, который на основании группы записей Service Transaction Record выдает счета для определенного пользователя и создает его финансовую задолженность. Стандартный набор функций, поддерживаемый почти всеми биллинговыми системами. В него входят: обработка и анализ исходной информации о потреблении услуг, в частности, получение данных о соединениях и услугах (запросы к коммутатору); операции управления сетевым оборудованием, в том числе активация/деактивация (в некоторых системах - блокировка/ разблокировка) абонентов и команды изменения условий подписки абонентов, передаваемые непосредственно в коммутатор; традиционные функции приложений баз данных. Основные функции приложений включают в себя: □ создание и редактирование таблиц базы данных расчетной системы (нормативно-справочная информация, курсы валют, коды направлений связи, описания соединений по направлениям, типов вызовов и соединений, тарифов и тарифных планов, услуг и цен, категорий абонентов, контрактов, счетов и платежей); □ генерацию счетов и их печать; □ кредитный контроль счетов; □ архивацию. Компоненты АСР. Каждая система АСР обязательно состоит из четырех основных компонентов: 1. Система управления базой данных (СУБД). В качестве СУБД может подойти любая реляционная или постреляционная база данных. Реляционные базы данных опираются на очень простую и одновременно мощную модель обработки информации, основанную на большом числе таблиц, связанных через общие поля. В постреляционных базах данных применяется транзакционная многомерная модель данных, позволяющая хранить и представлять их в наиболее востребованном виде. Объективные требования, предъявляемые биллинговыми системами к СУБД, связаны только с производительностью и масштабируемостью. В основе такой системы должны лежать хорошо продуманные алгоритмы формирования запросов и механизмы управления базой данных. 2. Формирование разнообразной отчетности. Эта функциональность биллинга зависит от конкретной СУБД. В сетях сотовой связи или при пользовании услугами провайдеров Internet с ее помощью абоненту предоставляется доступ к его счету, поддерживаются взаиморасчеты с клиентами и другими операторами. Она обеспечивает взаимодействие с внешними системами. Эти два компонента обеспечивают функции накопления, обработку данных и выдачу результатов. 3. Получение данных. Тарифицируемые данные поступают в биллинговую систему в виде детализованных записей о звонке или записанные в файл. Их формат зависит от видов коммуникационного оборудования и решений компаний-производителей. Для тарификации услуг связи АСР должна получать целый ряд данных: идентификатор абонента; длительность сеанса связи, которая определяется либо по абсолютной величине, либо путем анализа времени начала и окончания связи; направление вызова; о видах запрашиваемого сервиса и т.п. Нередко интерфейс между системой связи и биллингом делается двунаправленным, что позволяет не только собирать информацию о предоставляемых услугах, но и оперативно управлять этим процессом. Например, горячий биллинг подразумевает анализ текущего состояния счета абонента в режиме реального времени и, в зависимости от результата, подключение или отключение определенных видов сервиса. Отложенный биллинг , когда тарифицируемые данные накапливаются за какой-нибудь временной промежуток и только потом обсчитываются. 4. Аппаратная платформа. От нее зависят качественнью показатели работы биллинговой системы, надежность системы в целом. Любая реализация системы должна предусматривать обязательное горячее резервирование всех значимых аппаратных узлов, иметь систему резервного копирования и восстановления информации. Еще лучше если аппаратная платформа территориально разнесена, тогда даже локальные катаклизмы, вызванные стихией или человеческим безрассудством, не нарушают работу биллинговой системы. Остановимся далее на некоторых особенностях биллинга в современных условиях. Особенности биллинга в мультисервисных сетях. Специфика биллинговых систем, ориентированных на применение в мультисервисных сетях, определяется широким спектром услуг, предоставляемых операторами этих сетей. Если биллинговые системы сетей традиционной телефонной связи имеют дело с однородной информацией, то в мультисервисных сетях исходнью данные могут поступать от разных источников в разном формате и, следовательно, должны обрабатываться по-разному. В результате при выборе биллинговой системы на первый план выходят такие критерии, как универсальность и гибкость.
|
© 2000 - 2024 ULTRASONEX-AMFODENT.RU.
Копирование материалов разрешено исключительно при условии цититирования. |