Главная страница  Развитие телекоммуникационных сетей 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 [ 70 ] 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99

Предполагается, что за налоговую базу будет принят фактический уровень воздействия на окружающую среду. Под уровнем фактического воздействия, очевидно, следует понимать не только интенсивность электромагнитного излучения (плотность потока мощности, напряженности электрического и магнитного полей), но и масштабы его воздействия (площадь территории, подвергающейся воздействию, количество проживающего там населения). За площадь территории, подвергающейся воздействию, может быть взята зона ограничения застройки.

До недавнего времени сложность введения платы за воздействие электромагнитного излучения обуславливалась отсутствием методик расчета фактического ущерба в результате этого воздействия на здоровье человека и окружающую среду. К настоящему времени проведен целый ряд научных исследований, которые позволяют оценить риск воздействия ЭМИ в денежном выражении (т.е. постепенно вырисовывается ущерб, наносимый здоровью человека при воздействии ЭМИ).

Эксперименты на животных показали, что практически все контрольные системы организма реагируют именно на модулированный сигнал при низкой интенсивности энергии воздействия (100 мкВт/см). При исследовании теплового воздействия электрома[нитного излучения необходимо иметь в виду и тот факт, что ткани живого организма неоднородны. Например, в тканях головного мозга есть участки, которые из-за высокой проводимости способны поглотить значительно большую часть энергии электромагнитного излучения, чем соседние ткани. Возможность такого локального перегрева была достоверно установлена еще до изобретения радиотелефона. При превышении некоторых доз высокочастотного излучения в мозгу подопытных животных наблюдались микроскопические участки, которые были буквально сварены.

Не исключено, что подобное явление приведет к раку мозга. Вопрос о воздействии радиотелефонов на здоровье человека остается по сей день открытым.

Практически все группы настаивают на продолжении экспериментов для установления причинной связи между изменениями в состоянии человека и использованием радиотелефона. Ведь исследования обойдутся значительно дешевле, чем лечить вареные мозги и возмещать ущерб тьюячам людей.

Расчеты, проведенные на основании этих исследований, показывают, что сумма платежа не будет превышать 0,5% от эксплуатационных расходов для предприятий, интенсивность воздействия ЭМИ которых лежит в пределах московских гигиенических нормативов, и 1,5% - интенсивность воздействия ЭМИ которых лежит в пределах федеральных нормативов. К примеру, для базовой станции системы сотовой связи суммарной мощностью 80 Вт с высотой подвеса антенны 45 м годовой размер платежа составит порядка 12 тыс. руб.

В настоящее время дискутируется также вопрос о введении специального налога акцизного типа для товаров, оказывающих негативное воздействие на окружающую природную среду и здоровье человека. Теоретически под действие такого налога могут попасть и абонентские терминалы.

Вероятно, кроме несомненного природоохранного и экономического эффекта введение экологического налога будет стимулировать приоритетное развитие прогрессивных технологий и иметь важный социальный эффект. Наиболее ярко это должно проявиться на системах сотовой радиосвязи. Введение налога за воздействие ЭМИ даст несомненные преимущества системам сотовой радиотелефонной связи и будет способствовать их приоритетному развитию. Можно также прогнозировать отказ многих предприятий от эксплуатации собственных систем мобильной радиосвязи и переход к услугам сотовых систем.

С 1 июня 2003 г. в РФ введены в действие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы Гигиенические требования к размещению и эксплуатации средств сухопутной подвижной радиосвязи. СанПиН 2.1.8/2.2.4.1190-03 (утвержденные 30.01.2003 г. Главным государственным санитарным врачом РФ Г.Г. Онищенко). Указанные нормы действуют на всей территории РФ и устанавливают требования к размещению и эксплуатации средств мобильной радиосвязи в диапазоне радиочастот 27...2400 МГц. В данном документе Минздрав РФ официально рекомендовал некоторые ограничения по использованию сотовых телефонов. В частности, его п. 6.9 гласит: В целях защиты населения - пользователей подвижных (мобильных) станций сухопутной радиосвязи - рекомендуются следующие мероприятия:

- максимально возможно сократить время пользования мобильной радиостанцией;

- ограничить возможность использования подвижных радиостанций лицами, не достигшими 18 лет, женщинами в период беременности, людьми, имеющими имплантированные водители ритмов .

В российском подходе к изучению воздействия ЭМИ принято, чтобы оно не вызывало у человека даже временного нарушения биологических функций (т.е. отсчет ведется с момента начала подстройки организма под изменившуюся электромагнитную обстанов-тогда как западные исследователи полагают, что можно спокойно повышать уровень ЭМИ, пока не возникнет патология (т.е. уже наступит болезнь).

Большинство проблем обеспечения электромагнитной безопасности систем сотовой связи обусловлены несовершенством действующей нормативно-правовой базы регулирования. И в этом случае свое слово могут сказать операторы сотовой связи, взяв на себя дополнительные добровольные обязательства.



Контрольные вопросы

1. Каковы возможные последствия бума в области мобильной связи?

2. Каковв цель предлагаемой сегодня системы электромагнитной безопас сти?

3. Что дает использование технологии CDMA с точки зрения электромагни ной безопасности?

4. Как и почему различаются показатели потока мощности излучения CTaii5 дартов GSM и CDMA?

5. Дайте краткую характеристику законов РФ, направленных на обеспечение электромагнитной безопасности.

Список литературы

http.7/www.izveBtia.ru/economic/36710 31 /07/03.

Радиационная медицина, т. 4. Гигиенические проблемы неионизирующих излучений Аат. кол под ред. Ю.Г Григорьева и B.C. Степанова. - М.: Изд. AT, 1999 - 304 с.

Григорьев Ю.Г, Степанов B.C., Григорьев О.А., Меркулов А.Б. Электромагнитная безопасность человека. Москва, 1999. - 145 с. 4. Свнитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.8/2.2 4.1190-03 Гигиенические требования к размещению и эксплуатации средств сухопутной подвижной радиосвязи .

Григорьев Ю.Г. Сотовая саязь: радиобиологические проблемы и оценка опасности Радиационная биология. - Радиоэкология, 2001. - Т. 41. - Ма 5. - С. 500-513. Григорьев О.А., Меркулов А.В., Темников А.Г. Оценка электромагнитной обстановки в районах размещения базовых станций системы сотовой связи Материалы 2-й международной конференции Электромагнитные поля и здоровье человека М., 1999.-С. 114-115.

Бабина Ю.Б. Электромагнитные излучения: будем ли мы плвтить за их аредные воздействия? Экос-информ. - 1999. - № 12. - С 26-35.


Глава 16. Математическое моделирование мультисервисных сетей

16.1. Основные задачи математического моделирования мультисервисных сетей

Как современные цифровые системы связи, так и будущие мультисервисные сети являются сложными и большими техническими системами, процесс функционирования которых имеет стохастический характер. Их процессы функционирования реализуются сложными алгоритмами, которые зачастую являются эвристическими. Мультисервисные сети будут состоять из большого количества разнотипных компонентов, распределенных на большой территории. Эти компоненты имеют сложную структуру и алгоритмы взаимодействия, и они функционируют при наличии ненадежных элементов, в условиях реальных помех, а также пассивного и активного противодействия, в том числе и информационного.

На этапах разработки и проектирования мультисервисной сети, в условиях ее реального функционирования и развития, в соответствии с требованиями обеспечения качества обслуживания и надежности, живучести и информационной безопасности, возникает задача оценивания широкого класса вероятностно-временных характеристик. Это вызывает необходимость разработки соответствующего математического аппарата для анализа таких сложных систем, создания системы мониторинга мультисервисной сети и управления сетью в реальном масштабе времени. Необходимость управления может возникнуть в результате развития и возникновения различных нештатных ситуаций в процессе функционирования сети. К таким нештатным ситуациям относятся: перегрузка сети в целом, перегрузка ее отдельных компонентов или сегментов, выход из строя отдельных компонентов сети из строя, преднамеренное нарушение нормального процесса функционирования сети. Независимо от типа нештатной ситуации, с точки Зрения поведения сложной системы, какой является информационная Сеть, ее последствия заключаются в полном или частичном отказе Функционирования компонент сети, снижении ее производительности в Целом и отдельных компонент, нарушении связности сети, а также в ухудшении качества обслуживания некоторой части абонентов, и в искажении или уничтожении информации, предоставляемой им. Эти компоненты могут быть как аппаратными (временный вывод из строя маршрутизатора или сервера), так и программными (неверное функ-



ционирование программы пакетирования сообщений или направление трафика неверному адресату). Эти ситуации могут привести, например, к появлению хаотического трафика на сети. Отметим, что, с точки зрения моделирования аппаратные и программные компоненты равнозначны. И те, и другие - суть средства, предназначенные для обработки и пересылки информации. Таким образом, поскольку все эти перечисленные ситуации приводят к ненадежному функционированию как различных компонент в отдельности, так и всех информационных сетей в целом, мы приходим к необходимости их всестороннего и тщательного математического анализа и моделирования на этапах проектирования, разработки, эксплуатации и модернизации.

Таким образом, основными задачами системы мониторинга и управления сетью являются следующие:

1. Обнаружение предвестников нештатных ситуаций определенного типа в течение заданного интервала времени с заданной вероятностью.

2. Локализация нештатной ситуации определенного типа с заданной вероятностью (определение множества компонентов сети, в которых эта ситуация развивалась).

3. Выработка и реализация мер, осуществляющих нейтрализацию обнаруженной и локализованной нештатной ситуации.

Исходя из характера функционирования мультисервисных сетей и основных задач их мониторинга, основным принципом построения системы мониторинга и обнаружения нештатных ситуаций видится ее построение в виде специализированной распределенной обучающейся экспертной системы. Это вызвано тем, что в реальных телекоммуникационных сетях объем информации, на основе которой приходится принимать решение, является очень большим, а сама информация является не полностью достоверной, устаревшей, а также искаженной этими же нештатными ситуациями.

Основными факторами, влияющими на информацию, на основе которой будут приниматься решения, являются следующие:

1. Распределенный характер функционирования мультисервисных сетей.

2. Многочисленность телекоммуникационных технологий, применяемых в мультисервисных сетях.

3. Конечная производительность мультисервисных сетей как в целом, так и ее компонентов в отдельности.

4. Ненадежность отдельных компонентов мультисервисных сетей.

5. Недостаточная информационная безопасность мультисервисных сетей.

6. Изменяющаяся во времени топология мультисервисных сетей.

7. Случайная, нестационарная и разнородная информационная нагрузка на мультисервисные сети.

3. Разнообразие типов нештатных ситуаций в мультисервисных сетях.

Исходя из алгоритмически сложного и стохастического характера функционирования мультисервисных сетей, система их мониторинга и обнаружения нештатных ситуаций должна иметь распределенную структуру, сеть компонентов которой размещается соответствующим образом на сети ее узлов, и которая может использовать ресурсы магистральной сети передачи данных для обмена информацией между своими компонентами.

Распределенный алгоритм функционирования системы мониторинга может иметь локальный, централизованный, комбинированный либо иерархический характер. Каждый из перечисленных типов алгоритмов имеет свои преимущества и недостатки, их рабочие режимы определяются характером функционирования.

Так, например, локальный алгоритм обнаружения нештатных ситуаций, основанный на локальной информации некоторого узла сети, требует мало ресурсов, но при этом не учитывает меняющиеся условия функционирования сети в целом. Централизованные алгоритмы предполагают наличие выделенного узла для выработки управляющих решений, они могут учитывать изменяющиеся условия функционирования, но они создают дополнительную нагрузку на магистральную сеть, и порой довольно значительную, они могут использовать для принятия решения устаревшую информацию, а выработка управляющих решений и их доведение до исполнения могут безнадежно запаздывать. Гибридные алгоритмы управления сетью сочетают преимущества локальных и централизованных алгоритмов в зависимости от условий функционирования. Иерархические алгоритмы целесообразно применять для очень больших и разнородных сетей. При этом выделяют ряд регионов, некоторая нештатная ситуация в котором обнаруживается в соответствии с соответствующим гибридным алгоритмом, и если обнаруженная ситуация классифицируется как глобальная, то для выработки предупредительных совместных мер привлекаются другие региональные центры.

Эти факторы приводят к тому, что, кроме системы сбора, хранения, и передачи измерительной информации, одним из важных компонентов системы мониторинга и обнаружения нештатных ситуаций Является экспертная самообучающаяся система, которая автоматизировала бы управление сетью. Основным математическим аппаратом, на основе которого осуществляется построение систем обучения, являются нейронные сети, которые, в общем случае, позволяют создавать самообучающиеся системы искусственного интеллекта. Вторым не менее важным, элементом системы мониторинга является Система статистического анализа измерительной информации. Четьим элементом системы мониторинга является система математического моделирования.



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 [ 70 ] 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99

© 2000 - 2024 ULTRASONEX-AMFODENT.RU.
Копирование материалов разрешено исключительно при условии цититирования.