Главная страница  Развитие телекоммуникационных сетей 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 [ 48 ] 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99

г й!

- сбор, обработка и ввод первичных данных о предоставленных уо лугах;

- абонентский учет;

- регистрация и контроль оплат;

- ведение нормативно-справочной информации;

- тарификация и расчет;

- формирование счетов абонентам;

- информационно-справочное обслуживание абонентов;

- формирование статистических и аналитических документов;

- поддержка взаиморасчетов с операторами-партнерами;

- управление коммутационным оборудованием. В соответствии с современными требованиями к системам подцерж

ки операций этот список можно дополнить следующими пунктами [7]:

- учет и контроль качества предоставляемых услуг (QuaWty of Service, QoS);

- контроль выполнения пользовательского соглашения (Service License Agreernent, SLA);

- Frauci-контроль и управление безопасностью связи. Отметим особую важность fraucl-контроля. По данн! [13], ежегодные потери от fraud {англ. - мошенничество) в телекоммуникациях составляют 13 млрд. долл. С появлением более сложных технических решений и услуг ожидается рост еще на 20%.

Реорганизация компаний, множественность услуг, сложные технически услуги дают больше возможности для fraud. Поэтому для любого оператора, независимо от его местонахождения, нежелательно заключать роуминговое соглашение без принятия соответствующих мер, ограничивающих возможность мошенничества. Долгое время не существовало никаких способов fraud-контроля.

Для борьбы с fraud существуют два возможных пути: малоэффективный, но недорогой, или эффективный и дорогостоящий. В первом случае инструментом fraud-контроля выступает модуль подготовки отчетов биллинговой системы, на который возлагается функция выборки информации обо всех соединениях, являющихся недопустимыми в данной сети. Для повышения эффективности необходимо име доступ к информации о соединении в режиме времени, близком к р альному, который можно обеспечить, например, с помощью станда TaANSi-124.

В целом, существующие системы отвечают модульному принцип построения, при котором каждая функция решается отдельным пр граммным или программно-аппаратным модулем, однако межмодул ные интерфейсы не всегда можно назвать открытыми, что привод порой к невозможности внедрения в систему новой необходимой фу циональности, часто коренным образом отличающейся от прежней.

В то же время, наполняя свои изделия в большей или меньшей степени указанной выше функциональностью, разработчики производят на свет этакого монстра , инсталляция, сопровождение и, самое главное, использование которого оставляют желать лишь одного -появления хоть каких-то стандартов в этой области.

В условиях управления мультисервисными сетями связи такое положение, прямо скажем, недопустимо. Между тем, ТМ Forum вот уже несколько лет предлагает четко формализовать процесс управления по принципу разделяй и властвуй , используя уже описанную выше концепцию NGOSS. Биллинговая система, в классическом толковании этого понятия, должна обеспечивать процесс расчета стоимости услуги, формирование счетов абонентам и регистрацию оплат.этих счетов [14]. Все остальные перечисленные и вновь появляющиеся функции должны взять на себя независимые модули Системы Поддержки Операций.

Особенности биллинговых систем для мультисервисных сетей. Особенности мультисервисных сетей вносят свои коррективы в требования к системам управления ими. Основное отличие мультисервисной сети от существу1ащей в настоящее время гетерогенной сети предоставления услуг электросвязи у региональных операторов состоит в четком разделении понятий сеть доступа и транспортная сеть , а также в том, что сеть доступа может иметь многофункциональные терминалы. С одного и того же абонентского окончания могут оказываться различные услуги. К примеру, абонент может воспользоваться услугой телефонной связи (обычный телефон), передачи данных (модем с выходом на сервер доступа к сети ПД данного оператора), получения коммутируемого канала (модем с выходом на сервер доступа к сети ПД стороннего оператора или телефон с выходом на шлюз VoIP провайдера соответствующих услуг). Вариантов может быть великое множество. Для поддержания конкурентоспособности оператора связи, предоставляющего мультисервисный доступ, в данной ситуации важно учесть значимое большинство вариантов, разработать и внедрить гибкую маркетинговую политику. Без такого инструмента, как надежная, гибкая и оперативная система управления, решить подобную задачу не представляется возможным.

Ниже будут рассмотрены ключевые особенности мультисервисных сетей, приводящие к определенным трудностям в реализации систем управления, и механизмы, позволяющие эти трудности преодолеть.

Гетерогенность, как уже отмечалось, свойственна не только мультисервисным сетям. С проблемами биллинга услуг гетерогенных сетей столкнулись все региональные операторы связи, такие как бывшие хГТС и АО Электросвязь х области . Кратко напомним об этих трудностях.



В связи с использованием на сетях оборудования различных по- ставщиков, при создании системы управления, как правило, существуют два варианта ее построения [15]:

1. Применение отдельных программных приложений управления для конфигурирования технических средств, мониторинга, диагностики и тестирования ряда элементов сети (например, оборудования одного поставщика) или сети одного вида (например, только сети SDH, только сети ATM и т.д.).

2. Использование комплексной платформы управления, которая п< зволяет осуществлять комплексное управление различными вида ми сетей и служб связи из единого центра

В результате первого подхода имеем набор из нескольких (хоре шо, если число измеряется в единицах) разнородных систем. Набор, предоставляемых ими данных и возможностей достаточно широк, од- нако не всегда существуют открытые интерфейсы взаиктодействия с централизованной системой управления. Организовывать же руч ной ввод управляющей информации нецелесообразно, неэффектиЕ но и, в конечном счете, дорого.

Следовательно, необходим некий программный продукт класс EAI (Enterprise Application Integration), который 01)ределил бы едк ные правила для всех используемых информационных подсистек., что и предлагается вторым подходом. Создание данного продукте силами оператора связи практически невозможно - в битвах з преимущества доморощенного биллинга сломано уже немал(1 копий. Остается надежда на системного интегратора. Чаще всег( им выступает поставщик биллинговой системы, как ключевого ре шения - сторонний интегратор может лишь ухудшить и без тоге, запутанное положение. В результате получаем полную зависимость данной интеграции от квалификации сотрудников фирмы поставщика биллинга. С одной стороны это неплохо, поскольку большинство серьезных компаний, поставляющих системы классг OSS, на сегодняшний день имеют готовые решения для подобны) действий. Однако риск получить гетерогенность гетерогенности* все же имеется.

Существенен также следующий момент: достаточно велик объел информации от сетевых элементов. Методов оптимизации трафика, может быть несколько и использовать их можно в любых комбинациях:

1. Размещение О-адаптера в непосредственной близости от сетевогс элемента для уменьшения длины требуемого широкого каналг передачи первичных данных.

2. Уменьшение трафика за счет преобразования данных с выделением наиболее существенной и отбрасыванием несущественной ин-.

4 формации Записей об измеренном использовании услуги (Usag0 Metering Record, UMR).

3. Использование алгоритмов сжатия передаваемых в центр обработки данных. Эффективность сжатия в среднем такова, что позволяет уменьшить объем данных на 60%.

4. Интеграция многих UMR в одну запись о транзакции (агрегация), например, при сборе информации с коммутаторов пакетных сетей передачи данных. Нет необходимости выставлять абоненту счет за каждый переданный по IP-сети пакет - эти данные можно суммировать за некоторый промежуток времени.

5. Создание интеллектуальных устройств-посредников (Mediation De-уюе, MD), обладающих функциональностью предбиллинговых модулей и взаимодействующих с более широким кругом подсистем системы управления, чем стандартные устройства этого класса, например, с биллинговым модулем, модулем обработки платежей и т.п. Это позволит, во-первых, распределить объем вычислений, связанный с обработкой первичных данных, по независимым компьютерам, а во-вторых, уменьшить трафик за счет передачи информации, относящейся непосредственно к состоянию абонентских лицевых счетов.

В связи с разделением в современной телекоммуникационной концепции понятий сеть и услуга , с точки зрения управления услугами возникают следующие проблемы:

1. Поставщики разделились на провайдеров услуг передачи информации и контент-провайдеров.

2. Поставщики услуг (особенно контента) могут находиться в любом месте сети или даже в сети оператора-партнера.

3. Каждый оператор связи имеет большое количество взаимодействующих с ним компаний-операторов. Необходимо обеспечить оперативную систещ взаиморасчетов по оказанным гостевым абонентам успугам.

Само понятие мультисервисности подразумевает широкий набор успуг и способов расчета их стоимости. Проблема может быть решена распределением задачи обработки информации по нескольким компьютерам. При этом необходимо иметь достаточно мощную СУБД, поскольку в подавляющем большинстве российских разработок базы данных имеют централизованную организацию, либо создавать распределенную базу данных, что, в свою очередь, повлечет за собой усложнение механизмов синхронизации информации и увеличение объема передаваемых данных.

Система управления в идеальном случае должна настраиваться на расчет любого типа услуг с любой логикой (путем конфигурации Или внутреннего языка сценариев), а в неидеальном - поддерживать возможность добавления новых модулей расчета стоимости услуг без остановки работы ядра системы.

Одним из основных требований к услугам, а, следовательно, и к Шиллинговым системам нового поколения, является учет качества



оказанной услуги (состояние оборудования предоставления услуги,! качество каналов связи, качество запрошенного абонентом сервиса, к примеру, разрешение видео и т.п.) и использование этих данных при расчете ее стоимости.

Для обеспечения учета качества оказанной услуги необходимо по-1 лучить эту информацию от сетевых элементов и интегрировать ее по! определенным бизнес-логикой правилам в единый показатель каче- ства, например, коэффициент, повышающий или понижающий базо вую цену данного сервиса.

Получение подобной информации чаще всего выполняется систе мами контроля качества производителей сетевых элементов, после чего она может быть перенесена в расчетную систему. Разделение функций между ядром системы управления и посреднического ycTi ройства (MD) для систем контроля качества позволит избежать пере грузки базовых расчетных операций, если возложить работу по фор мированию упомянутого выше коэффициента на MD.

Контрольные вопросы

8 Гринько Д. Саякин В.Ю. Учет и контроль в сетях связи LAN. - 2002. - № 2. д. Keeping your OSS up to date while moving to Next Generation Networl<. Document version 1.0. - Cap Gemini Ernst&Young, November 2001.

10. Слама Д., Гарбис Д., Рассел П. Корпоративные системы на основе CORBA. - М.: Вильяме, 200.

11. Эммерих В. Конструирование распределенных объектов. Методы и средства программирования интероперабельных объектов в архитектурах OMG/CORBA, Мюго-soft/DCOM и Java/RMI. - М.: Мир, 2002.

12. Общие Технические Требования к АСР. - Министерство Связи РФ, 1998

1з! Дич Л.З. Развитие биллинговых систем Компьютер-ИНФО . - 2000. - № 21. 14! ITU-T Recommendation Х.742. ITU-T, 1998.

15. Гребешков А.Ю. Стандарты и технологии управления сетями связи. - М.: Эко-Трендз, 2003.

.JHO

П

1. Каковы особенности модели TMN?

2. Перечислите названия лотческих уровней архитектурь TMN и дайте их характеристику.

3. Какова особенность сетей NGN с точки зрения управления?

4. Почему реализация модели управления сетью электросвязи снизу-вверх не удовлетворяет требованиям операторов?

5. По какому пути в реализации модели управлении электросвязи пошел международный консорциум TMF? В чем заключается достоинство подхода TMF?

6. Дайте краткую характеристику OSS нового поколения (NGOSS).

7. Каковы особенности биллинговых систем для мультисервисных сетей?

Список литературы

1. Иванов П. Управление сетями связи Сети. -1999. - № 08-09.

2. Концептуальные положения по построению мультисервисных сетей на ВСС России. - ЛОНИИС, 2001.

3. Буч Г. Объектно-ориентированный анализ и проектирование с примерами приложений на С++. - М.: Бином, 1998.

4. Гончаров В.Н. Выбор системы расчетов для предприятий электросвязи с точки зрения теории больших систем Биллинг. - 2002. - № 8. - С. 24-26.

5. Официальный сайт TeleManagement Forum http: www.tmforum ого.

6. Засецкий А.В., Иванов А.Б., Постников СД. и др. Контроль качества в телекоммуникациях и связи. Ч. II / Под ред. А.Б. Иванова. - М.: Компания САЙРУС СИС-ТЕМС,2001.

7. GB910. Telecom Operationa МарЯв1вМападвтет Forum. - March, 2000. - Approved version 2.1.



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 [ 48 ] 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99

© 2000 - 2024 ULTRASONEX-AMFODENT.RU.
Копирование материалов разрешено исключительно при условии цититирования.