Главная страница  Развитие телекоммуникационных сетей 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 [ 45 ] 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99

Информационная архитектура определяет алгоритмы передачи управляющей информации между функциональными блоками TMN, которые унаследовали у Модели Взаимодействия Открытых Систем (Open System Interconnection, OSI) два важнейших элемента, объектную ориентацию и архитектуру менеджер - агент .

Предусмотренное в TMN разделение функциональности распределенных управляющих приложений на менеджера и агента практически без изменений повторяет принцип, который широко используется в системах администрирования, поддерживающих стандарт OSI. Функциональный блок TMN одновременно может выступать в роли менеджера по отношению к одному управляющему компоненту (management entity) и в качестве агента - по отношению к другому. Не останавливаясь на деталях этой хорошо известной модели, заметим только, что информационная архитектура TMN не допускает выполнения функций менеджера сетевым элементом. ~

Объектная ориентация информационной архитектуры TMN выражается в том, что телекоммуникационные ресурсы представляются в виде кпассов управляемых объектов, которые могут создаваться и изменяться с использованием интерфейсов TMN. В один кпасс входят объекты с похожими характеристиками - атрибутами, выполняемыми над объектом операциями, поведением (реакцией на операции) и генерируемыми уведомлениями. При таком подходе детали реализации объекта скрыты от внешнего мира . Граничный интерфейс объекта обязан поддерживать набор услуг, разрешенных операций, ответных сообщений и уведомлений, связанных с характеристиками данного объекта. Набор объектов, который может использоваться для управления произвольной сетью связи, получил название универсальной сетевой информационной модели (Generic Network Information Model, GNIM).

Информационная модель TMN допускает отсутствие между телекоммуникационными ресурсами и управляемыми объектами взаимно однозначного соответствия, представление одного ресурса несколькими объектами, введение дополнительных объектов (так называемых объектов поддержки) для отображения логических ресурсов, а также вложение управляемых объектов друг в друга.

Помимо функциональной, физической и информационной архитектур, концепция TMN предлагает и другой принцип распределения функциональных компонентов и процедур, относящихся к управлению сетями связи. Тот факт, что одни и те же административные функции могут быть реализованы на разных уровнях абстракции, позволяет определить логическую иерархическую архитектуру (Logical Layered Architecture, LLA). Фактически, архитектура LLA (называемая иногда TMN-пирамидой, рис. 8.1) отражает иерархию ответственности за выполнение административных задач.


Управление бизнесом (BML) Управление услугами (SML) Управление сетью (NML)

Управление сетевыми элементами (EML) Сетевые элементы (NEL)

Рис. 8 1. Пирамида TMN

В настоящее время архитектурой LLA предусмотрены пять уровней управления:

- Уровень сетевых элементов (Network Element Layer, NEL) играет роль интерфейса между базой данных со служебной информацией (Management Informatran Base, MIB), находящейся на отдельном устройстве, и инфраструктурой TMN. К этому уровню относятся 0-адаптеры и собственно сетевые элементы.

- Уровень управления элементами (Element Management Layer, EML) соответствует функциям систем поддержки операций, контролирующим работу групп сетевых элементов. На этом уровне реализуются управляющие функции, которые специфичны для оборудования конкретного производителя, и эта специфика маскируется от вышележащих уровней. Примерами таких функций могут служить: выявление аппаратных ошибок, контроль за энергопотреблением и рабочей температурой, сбор статистических данных, измерение степени использования вычислительных ресурсов, обновление микропрограммных средств. Данный уровень вкпючает в себя посреднические устройства (хотя физически они могут принадлежать и к более высоким уровням).

- Уровень управления сетью (Network Management Layer, NML) формирует представление сети в целом, базируясь на данных об отдельных сетевых элементах, которые передаются системами поддержки операций предыдущего уровня и не привязаны к особенностям продукции той или иной фирмы. Другими словами, на этом уровне осуществляется контроль за взаимодействием сетевых элементов, в частности, формируются маршруты передачи данных между оконечным оборудованием для достижения требуемого качества обслуживания (Quality Of Service, QoS), вносятся изменения в таблицы маршрутизации, отслеживается степень ути-



лизации пропускной способности отдельных каналов, оптимизируется производительность сети и выявляются сбои в ее работе.

- Уровень управления услугами (Service i\/lanagement Layer, SML) охватывает те аспекты функционирования сети, с которыми непосредственно сталкиваются пользователи (абоненты или другие сервис-провайдеры). В соответствии с общими принципами LLA на этом уровне используются сведения, поступившие с уровня NML, но непосредственное управление маршрутизаторами, коммутаторами, соединениями и т.п. здесь уже невозможно. Вот некоторые функции, относящиеся к управлению услугами: контроль за QoS и выполнением условий соглашений об уровне обслуживания (Service Level Agreement, SLA), управление регистрационными записями и подписчиками услуг, добавление или удаление пользователей, присвоение адресов, биллинг, взаимодействие с управляющими системами других провайдеров и организаций.

- Уровень бизнес-управления (Business Management Layer, BML) рассматривает сеть связи с позиций общих бизнес-целей компании-оператора. Он относится к стратегическому и тактическому управлению, а не к оперативному, как остальные уровнуг LLA. Здесь речь идет о проектировании сети и планировании ее развития с учетом бизнес-задач, о составлении бюджетов, организации внешних контактов и пр.

Таким образом, уровни LLA задают функциональную иерархию процедур управления сетью без физической сегментации административного программного обеспечения. Причина появления этой иерархии - в необходимости логического отделения функций управления отдельными сетевыми элементами от функций, относящихся к их группам и сетевым соединениям. Понятно, что приближение административных процедур к тем ресурсам, на которые направлено их воздействие, повышает эффективность управления. Кроме того, иерархия LLA позволяет использовать открытые стандартные интерфейсы для организации взаимодействия между разными уровнями

В условиях современной конвергенции и интеллектуализации сетей связи возникла необходимость пересмотреть подходы к управле-нию. Рассмотрим основные причины этой необходимости.

Особенностью Сетей связи Нового Поколения (Next Generation Networks, NGN), с точки зрения управления является то, что эти сети состоят из большого числа разнотипных компонентов.

Система управления должна представлять собой набор решений, обеспечивающих управление сетями, реализованными на базе различных технологий, предоставляющих различные услуги и построенных на оборудовании различных производителей [2].

Систему управления NGN целесообразно строить с использованием объектно-ориентированной распределенной структуры. Объектная ори-

ентированность заключается в представлении системы в виде совокупности объектов, каждый из которых имеет свои свойства (атрибуты) и операции, которые может выполнять. Данная технология используется в анализе, проектировании и профаммировании сложных систем, и одним из основополагающих справочников по ней можно назвать [3].

При разработке системы управления необходимо придерживаться концепции открытой модульной архитектуры, позволяющей разрабатывать и внедрять новые модули, работать с существующими приложениями и легко модернизировать уже работающие модули системы.

Здесь возникает резонный вопрос; ведь концепция TMN как раз и направлена на управление с использованием объектных моделей и распределенной архитектуры, почему же в таком случае возникла необходимость пересмотра принципов управления?

Ответ можно получить, рассматривая не саму модель TMN, а возможность ее реализации и внедрения на реально работающих предприятиях связи. Практически все производители программного обеспечения биллинговых систем и систем класса OSS пытались в той или иной мере реализовать предлагаемые TMN подходы, однако столкнулись с трудностями реализации и внедрения своих продуктов. Дело в том, что если рекомендации ITU-T достаточно четко декларируют интерфейсы и протоколы для нижних уровней модели (до уровня управления сетью включительно), то для верхних уровней нет не только четких указаний, но и полного понимания, какими они должны быть, поскольку изначально проблемам взаимодействия внутри TMN уделялось мало внимания. В результате, каждый поставщик получает в лице заказчика львиную долю сизифова труда по интеграции своей системы с уже имеющимися модулями. Оператор связи, в свою очередь, затрудняется выбрать достойного поставщика, поскольку предлагаемые системы имеют различную функциональность, часто не удовлетворяющую все потребности конкретного предприятия. Решение проблемы выбора, опирающееся не на волевое решение, а на математическую модель потребностей оператора связи, описано в [4].

Из всего вышесказанного следует вывод, что реализация модели управления сетью электросвязи снизу вверх , как это сделано в TMN, не удовлетворяет современным требованиям реальных операторов связи и сервис-провайдеров. Существует другой путь, которым пошел международный консорциум TeleManagement Forum (TMForum, TMF) - моделирование сверху вниз , от логики бизнес-процессов к самим процессам.

8.1.2. Модель схемы сетевых операций

TeleManagement Forum - это международный консорциум сервис-провайдеров и поставщиков систем для телекоммуникаций. Его цепь



СОСТОИТ в том, чтобы помочь операторам автоматизировать бизнес-процессы максимально эффективным по стоимости и времени путем. В частности, работа TMF проводится в следующих областях:

- изучение возможностей дпя разработки конкурентоспособных продуктов для интеграции и автоматизации бизнес-процессов onepai торов связи;

- новое поколение операционных систем и профаммного обеспече-*! ния (New Generation of Operation Systems and Software, NGOSS);

- моделирование и автоматизация бизнес-процессов;

- принятие соглашений о составе информации, которая передается от одного процесса к другому;

- управление сетевыми технологиями следующего поколения;

- интеграция и практическая реапизация аппаратных систем;

- управление услугами;

- управление электронной коммерцией;

- регламентирование взаимодействия с потребителями услуг. Среди участников TMF - сервис-провайдеры, операторы связи и

поставщики аппаратного и программного обеспечения для отрасли телекоммуникаций. В такой комбинации из разработчиков и гузтреби-тепей Систем Поддержки Операций, у ТМ Foruma есть возможность достичь реальных результатов в разработке спецификаций действительно нужных программных продуктов.

Основными задачами TMF являются осуществление стратегического руководства и принятие практических решений в цепях повышения качества и эффективности управления телекоммуникационными услугами и эксплуатации сетевых ресурсов [5].

{Некоторое время TMForum работал над улучшенной концепцией TMN под названием SMART TMN, однако спустя некоторое время по-спе начала работы было признано, что TMN не совсем подходит для решения задач управления бизнесом и успугами. Анализируя сложность и дороговизну внедрения систем управления на базе TMN, указывается следующее: Модель TMN имеет простой и очень общий смысл, но ее конкретная практическая реапизация - депо спожное. Все множество разработанных в настоящее время стандартов, касающихся TMN и описывающих всевозможные интерфейсы, затрудняет видение и понимание общей картины, так как эти стандарты разрабатывались ITU-T постепенно в направлении от элементного управления, что делает крайне затруднительным их применение в качестве стандартов для построения системы управления бизнес-процессами [6].

Для того, чтобы экономически эффективно управлять бизнесом и соответствовать требованиям клиентов по составу и качеству услуг, телекоммуникационные компании должны строить работу с клиентами и систему управления успугами на базе методологии бизнес-

процессов. Обобщенной моделью бизнес-процессов для предприятий связи является Схема Телекоммуникационных Операций (Telecom Operations Map, ТОМ) (рис. 8.2).

ТОМ - это документ, где описываются основные бизнес-процессы повседневной деятельности оператора связи. Они могут быть разделены на три большие функциональные группы - техническую, техно-погическую и организационную (на рисунке они представлены в виде трехуровневой структуры).

Абонент

Интерфейс взаимодействия с абонентом

Продажи

Управление заказами

Управление претензиями

Управление качеством обслуживания абонента

Выписка счетов и сбор оплаты

Процессы управления взаимоотношениями с абонентом

Планирование и формирование услуги

Конфигурирование услуги

Решение проблем обслуживания

Управление качеством услуг

Тарифы и скидки

Процессы управления услугами и операциями

Планирование и развитие сети

Строительство сети

Управление парком оборудования

Профилактика и ремонт

Управление сетевыми данными

Процессы управления сетью и системами

Процессы управления сетевыми элементами

>,

Сеть и источники информации

Рис. 8.2. Схема телекоммуникационных операций (ТОМ)



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 [ 45 ] 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99

© 2000 - 2024 ULTRASONEX-AMFODENT.RU.
Копирование материалов разрешено исключительно при условии цититирования.