Главная страница  Развитие телекоммуникационных сетей 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 [ 57 ] 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99

темы управления обеспечивается Международной организацией . стандартизации и потребительской комиссией Евросоюза. Нижн1. уровень системы управления обеспечивается стандартизацией тех нических требований к качеству услуг в сетях связи в рамках ETSI. Соответствие требованиям стандартов подтверждается путем сертификации.

Сертификация качества услуг может осуществляться в отношении операторов связи, разработавших необходимую документацию по управлению качеством услуг и прошедших требуемые национальные или международные процедуры. После этого оператор может претендовать на сертификацию по определенному стандарту. Такой сертификат, как правило, выдается независимыми организациями, занимающимися аудитом качества. Оператор, получивший сертификат, может использовать это обстоятельство для повышения уровня конкуренции своей компании.

Нарушение требований по качеству услуг - одна из причин, по которой лицензия на право операторской деятельности может быть отозвана или не вьщана. Она заключается в несоответствии качества предоставляемых услуг уровню качества отечественных стандартов, международных требований и других нормативных документов.

В основе организации процессов управления качеством услуг лежит собственный или внутренний аудит. При этом работа начинается с определения новых потребностей абонентов, представляющих тот или иной сектор телекоммуникационного рынка.

Регулятор (Администрация связи) со своей стороны также контролирует качество услуг связи операторов путем выяснения предпочтений потребителей с помощью известных маркетинговых процедур изучения рынка, привлекая для этого независимых экспертов.

В настоящее время вместо более чем 20 действующих стандартов используется семейство стандартов ISO серии 9000 версии 2000 г., которое состоит из четырех стандартов [2-5]:

- ISO 9000 - стандарт, содержащий концепцик} менеджмента качества и терминологию.

- ISO 9001 - стандарт, устанавливающий минимальный набор требований к системам качества, применяемый для целей сертификации и аудита. Новая версия стандарта 9001:2000 отменяет и заменяет сразу три существующих стандарта: ISO 9001:1994; ISO 9002:1994 и ISO 9003:1994.

- ISO 9004 - стандарт, содержащий методические указания по созданию систем менеджмента качества, ориентированных на высокую эффективность деятельности предприятия. И этот и предыдущий стандарты применяются ко всем категориям продукции и составляют основу требований, которые могут быть разработаны в соответствующих отраслях.

ISO 9011 - стандарт, определяющий основные правила и процедуры оценки системы качества.

11.2. Требования к качеству услуг сетей связи

Требования к обеспечению качества услуги должны быть четко определены в виде характеристик, предоставляемых для оценки потребителю. Если процесс предоставления услуги связи не может поддаваться наблюдению потребителем, то он должен характеризоваться показателями, которые можно связать с характеристиками, которые можно измерить. Все эти показатели должны достаточно просто поддаваться количественной и качественной оценке, быть удобными для аудита, иметь стандарты для сравнения.

При определении качества услуги связи важно знать, где заканчивается сеть оператора. В зависимости от характера деятельности, операторов связи можно разделить на операторов конечных услуг и операторов базовых сетей. Владельцы первых имеют непосредственную связь с пользователем. Поэтому основная часть их доходов определяется количеством предоставленных пользователю услуг и ценой услуги. Основная часть доходов операторов первичной сети определяется в результате взаиморасчетов с другими операторами за предоставленные транспортные и сетевые ресурсы. Таким образом, качество предоставленной пользователю услуги предъявляет требования, прежде всего, к операторам сетей подвижной связи, местных сетей, оконечных международных станций.

Базовый уровень европейской системы управления в настоящее время обеспечивается стандартами ETSI: ETR 003 [4], определяющим общие требования к качеству услуг связи, и ETR 138 [5], устанавливающим показатели QoS для сетей передачи речи и данных.

Пользователь Поставщик услуг связи

Требования к QoS

Приемлемое QoS

Предложенное QoS

Сетевые критерии

Несетевые критерии

Достигнутое QoS

Оператор сети связи 1

Требуемые рабочие ха-рактериаики сети

-т-Г-

Критерии качества сети

Рис. 11.1. Взаимосвязь между различными подходами к определению качества услуг связи (QoS)



Европейские подходы к определению качества услуг связи оснс вываются на:

- требованиях пользователя к QoS;

- качестве услуг, предлагаемом оператором или определяемом ви{ дом услуги связи;

- качестве услуг, достигаемом оператором или видом услуги связи;

- качестве услуг, приемлемом пользователем. Взаимосвязь между различными подходами к определению кач€

ства услуг связи показана на рис. 11.1.

11.3. Особенности архитектуры UMTS

С точки зрения пользователя, сеть UMTS представляет собой сет для предоставления качественных современных услуг связиВ ston отношении технология сама по себе не важна, но она является сред ством обеспечения качества предоставляемых услуг так, чтобы кс нечные пользователи могли быть удовлетворены услугами цепочк1 конечный пользователь - конечный пользователь . Концепция обес печения и управления качеством услуг связи в сетях UMTS является гибкой и обеспечивающей их саморазвитие на основе службы обмена данными сети. Она позволяет обеспечивать обмен данными в рамках модели взаимодействия открытых систем на основе определенных протоколов и внедрять любые появляющиеся в перспективе новые услуги 3G. Служба обмена данными, или транспортная служба сет UMTS, представляет собой службу, обеспечивающую качество пр доставляемых услуг связи QoS между двумя определенными точками и реализованную в виде аппаратно-программной системы. Структура сети UMTS содержит несколько системных уровней, имеющих сво особенности в обеспечении качества предоставляемых услуг связ QoS. Поэтому управление QoS на этих системных уровнях осущест ляется с учетом специфических характеристик, относящихся к даннс му уровню сети.

Ввиду того, что архитектура системы и протоколе взаимодейдтвия UMTS разделена на основе горизонтальной и вертикальной декомпс зиции системы UMTS на горизонтальные уровни и вертикальные плоскости, управление качеством услуг сети UMTS тесно увязано принципами и протоколами взаимодействия этих уровней и плоскс стей (рис. 11.2) [1].

Имеются три уровня горизонтального управления сети UMTS: ур вень транспортной сети, уровень радиодоступа, системно-сетевой! уровень. При этом протоколы транспортного уровня управления отве-1 чают за предоставление общих услуг обмена данными для всех эле-1 ментов сети UMTS, что делает их способными к взаимодействию с интерфейсами всех трех уровней. Функциональные возможности

тем, входящих в UMTS, распределены между сетевыми элементами на основе использования сетевых протоколов обмена между уровнями радиодоступа и системно-сетевым уровнем с учетом их специфики. Протоколы уровня сети радиодоступа обеспечивают взаимодействие и обмен служебными данными между абонентским оборудованием (UE) и базовой сетью (CN) UMTS. Протоколы системно-сетевого уровня обслуживают более широкую цепочку сети UMTS, включая элементы транзитной сети внутри границ базовой сети CN. Они обеспечивают обмен служебными данными и управление соединениями внутри UMTS.

Кроме того, на каждом из трех уровней существуют различия между вопросами обеспечения управления и передачи данных пользователя, которые требуют их структурного разделения внутри модели протоколов UMTS, как показано на рис. 11.2. Все протоколы, относящиеся к функции управления сетью UMTS, считаются принадлежащими плоскости управления сети UMTS, а протоколы, относящиеся к функции передачи данных пользователя - принадлежащими плоскости пользователя сети UMTS. Различия между плоскостью управления и плоскостью пользователя наиболее ярко видны внутри сети радиодоступа и базовой сети, но для транспортной сети большинство протоколов имеет общий характер в обеих плоскостях. Несмотря на оптимизацию протоколов уровня транспортной сети, обычно выделяют те их особенности, которые обеспечивают поддержку функций контроля и функций передачи данных пользователя.

Протоколы плоскости управления в различных системах, входящих в UMTS, взаимодействуют друг с другом и обеспечивают всеобъемлющий общесистемный контроль взаимодействия, ресурсов и служб сети. Таким же путем протоколы плоскости пользователя взаимодействуют друг с другом и обеспечивают передачу данных пользователя в цепочке конечный пользователь - конечный пользователь .


MSC/

VLR/ GSMC/ RNC SGSNl GGS

J RNCjSGSN I

Пользовательский уровень

-V7--A--/--/----/,

Уровень управления /

Системно-сетевой уровень

Уровень радиодоступа

Уровень транспортной сети

и lub Iu E/G Рис. 11.2. Архитектура сети UMTS



Исходя из характера трафика пользователя внутри базовой сети CN принято ее деление на два системных домена. В домене, поддерживающем коммутацию каналов, пропускная способность сети в плоскости пользователя распределяется между каналами в течение длительности услуги (например, телефонного звонка), в домене пакетной коммутации она распределена между пакетами данных. Эти особенности двух доменов базовой сети также отражены в различиях обслуживающих их протоколов транспортной сети и в построении системно-сетевых протоколов UMTS.

Функциональное разделение сети UMTS, как сложной иерархиче-] 1 ской системы, на три уровня и три соответствующих субсистемных

протокола позволяет проще осуществлять модернизацию сети UMTS по мере появления и внедрения новых технологий и услуг.

Транспортная служба UMTS играет ключевую роль в обеспечении! качества предоставляемых услуг в цепочке конечный пользователь] - конечный пользователь . Класс качества предоставляемых услуг, параметры обмена данными и их величина напрямую зависят от вида] предоставляемых услуг и сетей, которые задействованы в цепи ко- нечный пользователь - конечный пользователь [6]. 5 I Каждая услуга транспортировки данных на Л/-уровне сети предла-

гает обслуживание с индивидуальными характеристиками, основываясь на данных, поступающих с уровня (Л/- 1) и более низких уровней.

11.4. Функции управления качеством услуг в плоскости управления сети

Функции управления QoS, выполняемые службами обмена данных в плоскости управления сети (рис. 11.3), делятся на четыре группы [6-9]: - Функции администрирования услуг координируют функции плоскости управления сети по установлению, измерению и поддержанию обслуживания, за которые он отвечает. Они обеспечивают все функции управления QoS в плоскости пользователя с соответствующими характеристиками. Администратор услуг предоставляет услуги для других ступеней, он осуществляет сигнализацию в &ети совместно с одноранговыми администраторами служб и использует данные других служб, предоставляемые на различных уровнях сети.

Администратор услуг может выполнять преобразования признаков для запроса данных от служб нижних уровней. Кроме того, он может запрашивать другие функции контроля и получать разрешение для предоставления обслуживания.

Функция преобразования осуществляет конвертирование потоков данных внутренних элементарных услуг для контроля транспортной службы UMTS и данных различных протоколов, используемых для контроля услуг взаимосвязанных внешних сетей. Преобразование включает конвертирование атрибутов транспортной службы UMTS и атрибутов QoS.

UMTS-

UTRAN

БС lu EDGE NODE

БС Шлюз

Услуги цепочки конечный пользователь - конечный пользователь

I I

АО/МТ Локальная служба обменг

Транспортная служба UMIC I I

Транспортная служба сети радиодоступа (RABS)

Внешняя служба обмена

Служба обмена радио-интерфейса И

Служба обмена UTRA РООДОО

Z]-П1

Служба обмена интерфейса lu -Т

Транспортная служба БС I I

Магистральная служба обмена

Служба обмена физического уровня сети

Рис. 11.3. Система управления качеством UMTS

Для протоколов контроля обслуживания внешних сетей администратор услуг может выполнять также функцию преобразования своих служебных атрибутов и атрибутов служб нижнего уровня, которые им используются.

-Функция контроля доступа обеспечивает поддержку сообщений о всех доступных ресурсах элементов сети и о всех ресурсах, вьщеленных дпя служб обмена UMTS. Она определяет требования для каждой службы обмена данными UMTS или изменения запрашиваемых ресурсов, которые могут быть предоставлены этими элементами сети UMTS или резервирует эти ресурсы, если они вьщелены для транспортной службы UMTS. Функция проверяет также пропускную способность элементов сети, чтобы предоставить требуемую услугу, т. е. либо определенная услуга является осуществимой или нет, блокируемой по административным причинам. Контроль ресурсов, характеризуемый входным контролем, поддерживает также сохранение служебной информации.

-Функция абонентского контроля проверяет административные права пользователя службы обмена UMTS, чтобы запрашиваемая услуга использовалась с определенными характеристиками QoS.

-Функции управления качеством услуг в плоскости пользователя поддерживают сигнализацию и трафик передачи данных пользователя внутри соответствующих ограничений, определенных посредством Специальных признаков качества. Транспортные услуги UMTS с раз-



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 [ 57 ] 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99

© 2000 - 2024 ULTRASONEX-AMFODENT.RU.
Копирование материалов разрешено исключительно при условии цититирования.