Главная страница  Развитие телекоммуникационных сетей 

1 2 3 4 5 [ 6 ] 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99

- организация виртуальных частных сетей на базе протоколов IP, ATM, PR, Х.25.

Кроме того, в этом разделе описываются услуги, относимые к другим группам, но тем не менее основанные на передаче данных:

- услуги выделенных линий, предоставление в аренду цифровых каналов со скоростью Л/х64 кбит/с, Е1, ЕЗ;

- услуги организации широкополосных видеоконференций;

- услуги организации сети распределения телевизионных и радиовещательных программ.

Наиболее популярной из услуг передачи данных в последние годы является услуга передачи данных по протоколу IP. Основную роль в этой популяризации сыграло распространение Интернет, а также предоставляемых на его основе услуг (доступ к ресурсам Интернет провайдеров и конечных пользователей, услуги электронной торговли и т.д.). Однако рост популярности Интернет услуг вовсе не означает роста доходов операторов связи, предоставляющих эти услуги, и связано это в первую очередь с падением тарифов на предоставление услуги Интернет, а также с традиционными российскими проблемами: низкие доходы населения и несовершенная тарифная политика региональных компаний, вследствие чего только небольшой процент населения России является постоянным пользователем услуг Интернет.

Однако рынок услуг Интернет в России далек от насыщения и достаточно перспективен, поэтому предоставление услуг Интернет необходимо организовывать на базе единой мультисервисной сети связи наряду с предоставлением других услуг передачи данных.

2.2. Аспекты качества телекоммуникационных услуг

Концепция качества услуг (Quality of Service, QoS). Рассмотрим основные понятия в области качества телекоммуникационных услуг. В соответствии с положениями рекомендации ITU-T 1.112, вся совокупность телекоммуникационных услуг разделена на два типа:

- доставки (переноса) информации (Bearer Service, BS);

- предоставления связи (Teleservice, TS). Понятие Service охватывает:

- различные виды связи (телефонную, передачи данных, факсимильную, поиска документов и др.);

- основные и дополнительные услуги;

- передачу информации с использованием различных методов коммутации (КК, КП, гибридной);

- предоставление различных сред передачи (проводных, оптоволоконных, радио и др.);

предоставление различных каналов и трактов, отличающихся стандартизованной скоростью (меньше или равной 64 кбит/с, 384 кбит/с, 2,048 Мбит/с и выше);

предоставление ресурсов на время сеанса, в течение специально оговоренного времени, в аренду.

Услуги доставки информации (Bearer Service) - это вид услуг, который обеспечивает прозрачную передачу информации пользователя между интерфейсами пользователь-сеть без какого-либо анализа или обработки ее содержания.

Услуги предоставления связи (Teleservice) - это вид услуг, который обеспечивает пользователям все возможности связи с учетом свойств терминального оборудования и сетевых протоколов.

Из этого определения следует, что услуги доставки информации являются составляющей услуг предоставления связи.

Услуги доставки информации реализуют функции трех нижних уровней модели ВОС, а услуги предоставления связи - всех семи или части верхних уровней этой модели.

Для компьютерных сетей и сетей передачи данных в Рекомендациях серии X (Х.25, Х.28, Х.32, Х.36) определены дополнительные (Supplementary) услуги.

Иерархия понятий в области качества телекоммуникационных услуг приведена на рис. 2.1 (Рекомендация Е.800).

Качество обслуживания объединяет понятия: действенность, безопасность, обеспеченность и удобство пользования.

Группа свойств - доступность, целостность и непрерывность объединена одним понятием - действенность (выделено прямоугольником в правом верхнем углу на рис. 2.1).

Качество обслуживания рассматривается как совокупность свойств: ~ обеспеченности;

- удобства пользования;

- безопасности обслуживания;

- безопасности;

- доступности;

- бесперебойности;

- целостности (адекватности информации пользователя при транспортировке через сеть).

Действенность - свойство обслуживания, состоящее в предоставлении услуги на время сеанса всегда, когда это необходимо пользователю.

Сущность свойств, объединенных понятием действенность, определена следующим образом:

~ Доступность - свойство обслуживания быть предоставленным в любом месте и в момент, когда это необходимо пользователю.

~ Целостность - способность оператора предоставить услугу без существенного ухудшения качества передачи.



га л О

5 \о о

£

t О I I

<и ш

Sc E

I ill

i-xi ra

£ Ci E ai V) >-

ra с 3

с S О -

2 = < .§

S ra Or= £

Oo £

ra p

о :=

Ш ПЭ

-e--e-

о I g о с о ra

13 га о I гай

4:*i:= Е

о е.- J-

Sill

о <и

со 3- 1Л с

Качество функционирования сети (Network Performance, NP)

Бесперебойность - способность оператора в определенных условиях эксплуатации обеспечивать предоставленное обслуживание без перерывов в течение требуемого промежутка времени. Остальные три свойства качества обслуживания раскрываются

следующими определениями:

Обеспеченность - способность оператора связи предоставлять набор услуг и оказывать помощь пользователю в их использовании.

- Удобство пользования - свойство обслуживания, состоящее в простоте использования.

- Безопасность - свойство обслуживания быть защищенным от несанкционированного доступа, злонамеренного и неправильного использования, преднамеренной порчи, стихийных бедствий и человеческих ошибок.

Качество функционирования телекоммуникационной сети (Network Performance, NP) характеризует эффективность обслуживания трафика.

Пользователь телекоммуникационной сети обычно не интересуется структурой сети и тем, как предоставляется нужная услуга. В то же время он интуитивно оценивает качество данной услуги, сравнивая его с качеством подобных услуг.

Для обоснования запросов и ожиданий пользователей и оптимизации затрат оператора необходимо обеспечить:

- строгие формулировки терминов, относящихся к качеству услуг;

- представление объективных сведений об ожиданиях и требованиях пользователей и достигнутом оператором уровне качества. Качество обслуживания определено в Рекомендации ITU-T Е.800

как суммарный эффект показателей службы, определяющий степень удовлетворенности пользователя обслуживанием . В [3] дано следующее определение QoS: Качество услуги - совокупность специфических параметров, определяемых качеством работы сети, которые характеризуют потребительские свойства услуги в терминах, понятных пользователям, и не зависят от допущений, относящихся к внутренней структуре сети .

Качество обслуживания, с точки зрения пользователя, может быть выражено совокупностью параметров. Эти параметры описываются в терминах, понятных как службе, так и пользователю, и не зависят от структуры сети. Они ориентированы по преимуществу на эффект, воспринимаемый пользователем, должны быть гарантированы пользователю службой и поддаваться объективному измерению в точке доступа к услуге (Рекомендация ITU-T 1.350).

Характеристики сети (NP) определены как способность обеспечения связи между пользователями. Под NP понимают совокупность параметров, которые могут быть рассчитаны и измерены. Характеристики сети используются, прежде всего, владельцем. Они ориентированы на разработку системы, проектирование сети на международ-



Таблица 2.1. Различия между качеством обслуживания и характеристиками сети

Качество обслуживания (QoS)

Характеристики сети (NP)

Ориентировано на пользователя

Ориентированы на оператора сети

Описывается атрибутами услуги

Описывается атрибутами элемента соединения

Ориентировано на эффект, воспринимаемый пользователем

Ориентировано на разработку, проектирование, эксплуатацию и техническое обслуживание

Измеряется между точками (в точках) доступа к услуге

Описывают возможности элементов соединения или сквозных соединений

ном или национальном уровнях, эксплуатацию и техническое обслуживание.

Телекоммуникационная сеть реализует функции доставки -информации пользователей. /

Каждая услуга характеризуется набором атрибутов, основные из которых определяют качество обслуживания [1].

Характеристики (параметры) сети определяют качество обслуживания, воспринимаемое пользователем, но далеко не всегда позволяют содержательно, с точки зрения пользователя описать это качество. Примерами таких характеристик сети могут быть: трафик, потери по вызовам, по времени на участке сети, коэффициент эффективных вызовов направления связи и др.

Взаимосвязь между параметрами QoS и NP очевидна. Для эффективного обслуживания пользователей сетью важно установить количественные соотношения между их значениями, если между ними отсутствует однозначное соответствие. Различия между QoS и NP отражены в табл. 2.1.

Определение параметров NP должно базироваться на событиях и состояниях, которые можно наблюдать на границах элементов соединения [1].

Концепция характеристик сети. Качество функционирования телекоммуникационной сети (Network Performance) - это способность обеспечивать информационный обмен между пользователями. Основная характеристика телекоммуникационной сети - это эффективность обслуживания трафика (см. рис. 2.1).

Эффективность обслуживания трафика (пропускная способность) -свойство узла коммутации, как объекта сети, обслуживать поступающий трафик с заданной интенсивностью при заданном качестве обслуживания и определенном техническом состоянии (соотношении количества работоспособных и неработоспособных каналов/линий). Способность узла коммутации обслуживать трафик зависит от его надежности, качества передачи и имеющихся ресурсов и возможностей.

>! Качество передачи - уровень воспроизведения сигнала в пункте приема объектом сети, находящимся в состоянии готовности.

Под ресурсами сети понимают средства коммутации, маршрутизации, переприема, хранения информации в объектах сетей, администрирования (это понятие пока не определено и не конкретизировано в рекомендациях ITU-T).

Надежность - собирательный термин, используемый для описания свойства готовности и влияющих на него свойств безотказности, ремонтопригодности, обеспечения технического обслуживания и ремонта.

Готовность - способность объекта сети обрабатывать трафик в произвольный момент времени (кроме планируемых периодов, в течение которых применение объекта по назначению не предусматривается) и, начиная с этого момента, работать безотказно в течение заданного интервала времени.

Безотказность - свойство объекта непрерывно сохранять работоспособное состояние в течение определенного времени.

Ремонтопригодность - свойство объекта сети, заключающееся в приспособленности к предупреждению и обнаружению причины отказов и восстановлению работоспособного состояния путем проведения технического обслуживания и ремонта.

Обеспечение технического обслуживания и ремонта - способность служб оператора обеспечивать средства для технического обслуживания (ТО) объектов сети (при определенных условиях эксплуатации и принятом способе ТО).

Каждое из свойств может быть описано набором характеристик (показателей, атрибутов). Так, например, готовность к обслуживанию определяется характеристиками: среды распространения, работоспособности оборудования, пропускной способности станций и узлов сети.

В Рекомендации Е.862 ITU-T (1992 г.) приведены возможные подходы к учету экономических потерь оператора (при планировании, проектировании, эксплуатации и ТО телекоммуникационных сетей) и пользователя, связанных с отказами технических средств. Операторы сетей, работая в условиях рынка, заинтересованы в оценке возможных потерь из-за отказов и в сопоставлении их с затратами на повышение надежности своих технических средств.

Каждая характеристика связана с одним или несколькими событиями, состояниями или действиями. Вся совокупность характеристик (атрибутов) качества обслуживания и функционирования сети делится на две категории [1]:

- первичные, определяемые путем прямого наблюдения в точке доступа к услуге и относящиеся к какому-либо моменту времени (например, задержка ответа станции);



1 2 3 4 5 [ 6 ] 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99

© 2000 - 2024 ULTRASONEX-AMFODENT.RU.
Копирование материалов разрешено исключительно при условии цититирования.