Главная страница Развитие телекоммуникационных сетей - организация виртуальных частных сетей на базе протоколов IP, ATM, PR, Х.25. Кроме того, в этом разделе описываются услуги, относимые к другим группам, но тем не менее основанные на передаче данных: - услуги выделенных линий, предоставление в аренду цифровых каналов со скоростью Л/х64 кбит/с, Е1, ЕЗ; - услуги организации широкополосных видеоконференций; - услуги организации сети распределения телевизионных и радиовещательных программ. Наиболее популярной из услуг передачи данных в последние годы является услуга передачи данных по протоколу IP. Основную роль в этой популяризации сыграло распространение Интернет, а также предоставляемых на его основе услуг (доступ к ресурсам Интернет провайдеров и конечных пользователей, услуги электронной торговли и т.д.). Однако рост популярности Интернет услуг вовсе не означает роста доходов операторов связи, предоставляющих эти услуги, и связано это в первую очередь с падением тарифов на предоставление услуги Интернет, а также с традиционными российскими проблемами: низкие доходы населения и несовершенная тарифная политика региональных компаний, вследствие чего только небольшой процент населения России является постоянным пользователем услуг Интернет. Однако рынок услуг Интернет в России далек от насыщения и достаточно перспективен, поэтому предоставление услуг Интернет необходимо организовывать на базе единой мультисервисной сети связи наряду с предоставлением других услуг передачи данных. 2.2. Аспекты качества телекоммуникационных услуг Концепция качества услуг (Quality of Service, QoS). Рассмотрим основные понятия в области качества телекоммуникационных услуг. В соответствии с положениями рекомендации ITU-T 1.112, вся совокупность телекоммуникационных услуг разделена на два типа: - доставки (переноса) информации (Bearer Service, BS); - предоставления связи (Teleservice, TS). Понятие Service охватывает: - различные виды связи (телефонную, передачи данных, факсимильную, поиска документов и др.); - основные и дополнительные услуги; - передачу информации с использованием различных методов коммутации (КК, КП, гибридной); - предоставление различных сред передачи (проводных, оптоволоконных, радио и др.); предоставление различных каналов и трактов, отличающихся стандартизованной скоростью (меньше или равной 64 кбит/с, 384 кбит/с, 2,048 Мбит/с и выше); предоставление ресурсов на время сеанса, в течение специально оговоренного времени, в аренду. Услуги доставки информации (Bearer Service) - это вид услуг, который обеспечивает прозрачную передачу информации пользователя между интерфейсами пользователь-сеть без какого-либо анализа или обработки ее содержания. Услуги предоставления связи (Teleservice) - это вид услуг, который обеспечивает пользователям все возможности связи с учетом свойств терминального оборудования и сетевых протоколов. Из этого определения следует, что услуги доставки информации являются составляющей услуг предоставления связи. Услуги доставки информации реализуют функции трех нижних уровней модели ВОС, а услуги предоставления связи - всех семи или части верхних уровней этой модели. Для компьютерных сетей и сетей передачи данных в Рекомендациях серии X (Х.25, Х.28, Х.32, Х.36) определены дополнительные (Supplementary) услуги. Иерархия понятий в области качества телекоммуникационных услуг приведена на рис. 2.1 (Рекомендация Е.800). Качество обслуживания объединяет понятия: действенность, безопасность, обеспеченность и удобство пользования. Группа свойств - доступность, целостность и непрерывность объединена одним понятием - действенность (выделено прямоугольником в правом верхнем углу на рис. 2.1). Качество обслуживания рассматривается как совокупность свойств: ~ обеспеченности; - удобства пользования; - безопасности обслуживания; - безопасности; - доступности; - бесперебойности; - целостности (адекватности информации пользователя при транспортировке через сеть). Действенность - свойство обслуживания, состоящее в предоставлении услуги на время сеанса всегда, когда это необходимо пользователю. Сущность свойств, объединенных понятием действенность, определена следующим образом: ~ Доступность - свойство обслуживания быть предоставленным в любом месте и в момент, когда это необходимо пользователю. ~ Целостность - способность оператора предоставить услугу без существенного ухудшения качества передачи. га л О 5 \о о £ t О I I <и ш Sc E I ill i-xi ra £ Ci E ai V) >- ra с 3 с S О - 2 = < .§ S ra Or= £ Oo £ ra p о := Ш ПЭ -e--e- о I g о с о ra
Sill о <и со 3- 1Л с Качество функционирования сети (Network Performance, NP) Бесперебойность - способность оператора в определенных условиях эксплуатации обеспечивать предоставленное обслуживание без перерывов в течение требуемого промежутка времени. Остальные три свойства качества обслуживания раскрываются следующими определениями: Обеспеченность - способность оператора связи предоставлять набор услуг и оказывать помощь пользователю в их использовании. - Удобство пользования - свойство обслуживания, состоящее в простоте использования. - Безопасность - свойство обслуживания быть защищенным от несанкционированного доступа, злонамеренного и неправильного использования, преднамеренной порчи, стихийных бедствий и человеческих ошибок. Качество функционирования телекоммуникационной сети (Network Performance, NP) характеризует эффективность обслуживания трафика. Пользователь телекоммуникационной сети обычно не интересуется структурой сети и тем, как предоставляется нужная услуга. В то же время он интуитивно оценивает качество данной услуги, сравнивая его с качеством подобных услуг. Для обоснования запросов и ожиданий пользователей и оптимизации затрат оператора необходимо обеспечить: - строгие формулировки терминов, относящихся к качеству услуг; - представление объективных сведений об ожиданиях и требованиях пользователей и достигнутом оператором уровне качества. Качество обслуживания определено в Рекомендации ITU-T Е.800 как суммарный эффект показателей службы, определяющий степень удовлетворенности пользователя обслуживанием . В [3] дано следующее определение QoS: Качество услуги - совокупность специфических параметров, определяемых качеством работы сети, которые характеризуют потребительские свойства услуги в терминах, понятных пользователям, и не зависят от допущений, относящихся к внутренней структуре сети . Качество обслуживания, с точки зрения пользователя, может быть выражено совокупностью параметров. Эти параметры описываются в терминах, понятных как службе, так и пользователю, и не зависят от структуры сети. Они ориентированы по преимуществу на эффект, воспринимаемый пользователем, должны быть гарантированы пользователю службой и поддаваться объективному измерению в точке доступа к услуге (Рекомендация ITU-T 1.350). Характеристики сети (NP) определены как способность обеспечения связи между пользователями. Под NP понимают совокупность параметров, которые могут быть рассчитаны и измерены. Характеристики сети используются, прежде всего, владельцем. Они ориентированы на разработку системы, проектирование сети на международ- Таблица 2.1. Различия между качеством обслуживания и характеристиками сети
ном или национальном уровнях, эксплуатацию и техническое обслуживание. Телекоммуникационная сеть реализует функции доставки -информации пользователей. / Каждая услуга характеризуется набором атрибутов, основные из которых определяют качество обслуживания [1]. Характеристики (параметры) сети определяют качество обслуживания, воспринимаемое пользователем, но далеко не всегда позволяют содержательно, с точки зрения пользователя описать это качество. Примерами таких характеристик сети могут быть: трафик, потери по вызовам, по времени на участке сети, коэффициент эффективных вызовов направления связи и др. Взаимосвязь между параметрами QoS и NP очевидна. Для эффективного обслуживания пользователей сетью важно установить количественные соотношения между их значениями, если между ними отсутствует однозначное соответствие. Различия между QoS и NP отражены в табл. 2.1. Определение параметров NP должно базироваться на событиях и состояниях, которые можно наблюдать на границах элементов соединения [1]. Концепция характеристик сети. Качество функционирования телекоммуникационной сети (Network Performance) - это способность обеспечивать информационный обмен между пользователями. Основная характеристика телекоммуникационной сети - это эффективность обслуживания трафика (см. рис. 2.1). Эффективность обслуживания трафика (пропускная способность) -свойство узла коммутации, как объекта сети, обслуживать поступающий трафик с заданной интенсивностью при заданном качестве обслуживания и определенном техническом состоянии (соотношении количества работоспособных и неработоспособных каналов/линий). Способность узла коммутации обслуживать трафик зависит от его надежности, качества передачи и имеющихся ресурсов и возможностей. >! Качество передачи - уровень воспроизведения сигнала в пункте приема объектом сети, находящимся в состоянии готовности. Под ресурсами сети понимают средства коммутации, маршрутизации, переприема, хранения информации в объектах сетей, администрирования (это понятие пока не определено и не конкретизировано в рекомендациях ITU-T). Надежность - собирательный термин, используемый для описания свойства готовности и влияющих на него свойств безотказности, ремонтопригодности, обеспечения технического обслуживания и ремонта. Готовность - способность объекта сети обрабатывать трафик в произвольный момент времени (кроме планируемых периодов, в течение которых применение объекта по назначению не предусматривается) и, начиная с этого момента, работать безотказно в течение заданного интервала времени. Безотказность - свойство объекта непрерывно сохранять работоспособное состояние в течение определенного времени. Ремонтопригодность - свойство объекта сети, заключающееся в приспособленности к предупреждению и обнаружению причины отказов и восстановлению работоспособного состояния путем проведения технического обслуживания и ремонта. Обеспечение технического обслуживания и ремонта - способность служб оператора обеспечивать средства для технического обслуживания (ТО) объектов сети (при определенных условиях эксплуатации и принятом способе ТО). Каждое из свойств может быть описано набором характеристик (показателей, атрибутов). Так, например, готовность к обслуживанию определяется характеристиками: среды распространения, работоспособности оборудования, пропускной способности станций и узлов сети. В Рекомендации Е.862 ITU-T (1992 г.) приведены возможные подходы к учету экономических потерь оператора (при планировании, проектировании, эксплуатации и ТО телекоммуникационных сетей) и пользователя, связанных с отказами технических средств. Операторы сетей, работая в условиях рынка, заинтересованы в оценке возможных потерь из-за отказов и в сопоставлении их с затратами на повышение надежности своих технических средств. Каждая характеристика связана с одним или несколькими событиями, состояниями или действиями. Вся совокупность характеристик (атрибутов) качества обслуживания и функционирования сети делится на две категории [1]: - первичные, определяемые путем прямого наблюдения в точке доступа к услуге и относящиеся к какому-либо моменту времени (например, задержка ответа станции);
|
© 2000 - 2024 ULTRASONEX-AMFODENT.RU.
Копирование материалов разрешено исключительно при условии цититирования. |