Главная страница  Физика природных явлений 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 [ 112 ] 113 114 115 116 117

явлений. При всем том следует заметить, что можно было бы, наверное, выбрать и какой-то иной порядок рассмотрения. Думаю, что это не так принципиально.

Читатель В. В книге рассказывается в основном о неживой природе. Не следовало ли уделить побольше внимания живой природе?

Автор. Действительно, физика живой природы рассматривается только в главах Живой свет , Природные сонары и Калейдоскоп . Главное же внимание в книге уделено неживой природе. В этом есть свой резон - ведь именно в неживой природе законы физики проявляются в наиболее чистом виде . В живой природе они выступают в теснейшей связи с биологическими законами. Более или менее серьезно говорить о физике в живой природе можно, лишь учитывая одновременно законы биологии. Это - тема отдельной книги. Ее можно было бы назвать, например, Биофизика в природе .

Читатель Б. Вступительная глава книги начиналась с критики сонета В. Г. Бенедиктова:

Повсюду прелести, везде живые краски. Для всех природы длань исполнена даров...

Эта критика становится совершенно понятной после того, как познакомишься с молниями, тайфунами, землетрясениями, вулканами, бурями, лавинами. Какие уж там дары ! Тут погибло десять тысяч человек, там погибло двадцать тысяч...

Автор. В связи с этим вспоминается любопытная сцена из Звездных дневников Ийона Тихого Станислава Лема. Ийон попадает на чужую планету в день, когда там в школах проходят экзамены на аттестат зрелости. Его приглашают как почетного гостя на экзамен - и вот перед ним экзаменующийся, который весьма убедительно доказывает, что жизнь на Земле невозможна. Как пишет Лем, юноша приступил к исчерпывающим, логически построенным рассуждениям, в которых неоспоримо доказал, что большую часть Земли покрывают холодные, чрезвычайно глубокие воды, температура которых около нуля из-за постоянно плавающих ледяных гор; что не только полюсы, но и окружающие их пространства - это районы жестоких вечных холодов и что в течение полугода там царит вечная ночь; что, как отлично видно в астрономические приборы, сушу, даже в областях с более теплым климатом, несколько месяцев в году покрывает замерзший водяной пар, белым слоем лежащий на горах и в низинах, что большая Луна Земли создает на ней приливные и отливные волны, имеющие эрозионное действие, что в атмосфере возникают страшные циклоны, тайфуны и бури и что все вместе взятое полностью исключает возможность существования жизни... .

Читатель Б. А ведь есть еще вулканы, землетрясения, цунами.

Автор. И тем не менее жизнь на Земле существует. В шутке Станислава Лема есть серьезная мысль. Ее высказал в свое время В. Гюго. В романе Человек, который смеется В. Гюго писал: Природа вовсе не так милосердна, как это предполагают . Это очень важно понимать в наше время, когда мир сотрясается конфликтами, вспыхивающими то в одном, то в другом регионе. А между тем как было бы важно объеди-



нить усилия человечества в борьбе против грозных сил природы, как нужно международное сотрудничество для прогноза землетрясений и извержений вулканов, как нужна помощь всех стран по ликвидации последствий катастрофических природных явлений!

Читатель А. Насколько мне известно, такое международное сотрудничество осуществляется. Есть советско-американское соглашение об охране окружающей среды. В его рамках более десяти лет проводятся совместные исследования по прогнозированию землетрясений. Ведутся международные исследования в Антарктиде.

Автор. Думаю, что масштабы подобной деятельности могли бы быть более крупными.

Читатель Б. Как все это непросто - и беречь природу, и бороться с ней.

Автор. Призыв беречь природу - не просто красивый призыв. Мы должны беречь ради людей, которые живут в этой природе и сами являются частью ее. Если сегодня мы не будем активно бороться за поддержание чистоты морей, сохранение лесов и фауны, не примем решительных мер против загрязнения атмосферы, то завтра мы окажемся лицом к лицу с еще более грозными явлениями природы. Это важно понимать, чтобы не возникали иллюзии, будто все само собой образуется, будто природа все стерпит .

Читатель В. Если вы разрешите, я бы еще раз вернулся к открывающему книгу сонету Бенедиктова. Мне кажется, что фраза для всех природы длань исполнена даров в известном смысле справедлива. Почему бы не понимать дары природы в том смысле, что природа дарит нам идеи, учит нас, подсказывает нам решение тех или иных проблем?

Автор. Вы высказали хорошую мысль. Признаюсь, когда я критиковал сонет, я как-то не думал о возможности такой трактовки даров природы .

Читатель В. Наверное, поэтому в книге не нашли отражения вопросы использования природных явлений в теЯснике.

Автор. Нет, не поэтому. Задумывая книгу, я предполагал уделить внимание связи между явлениями природы и различными техническими применениями. Но в процессе работы понял, что это предмет специального разговора. Ведь тогда пришлось бы достаточно подробно рассказать также и о самих технических устройствах и приборах. Все это отвлекло бы от основной линии, а главное, потребовало бы дополнительного (и немалого) объема. Поэтому я, в конечном счете, решил ограничиться природой. К тому же на тему Физика и техника написано немало хороших книг.

Читатель В. В целом мне книга понравилась. Я нашел в ней много интересной и полезной информации. Без сомнения, книга заставит многих читателей внимательнее относиться к природе.

Читатель А. Я уже говорил, что мне книга тоже понравилась. Но мне хотелось бы сейчас поговорить о другом.

Автор. Пожалуйста.

Читатель А. Вы сказали, что вряд ли следует по данной книге изучать физику. Я не могу безоговорочно согласиться с этим.



Автор. Но ведь понятно, что эта книга не может рассматриваться как учебник по физике.

Читатель А. Конечно. Я имею в виду другое. Как мне кажется, отсутствие или, точнее, снижение интереса к физике у многих современных молодых людей объясняется не только и не столько тем, что физика - трудный предмет, а скорее тем, что о ней рассказывают и пишут зачастую неинтересно, скучно, казенно. И дело даже не в этом. Просто нас приучают смотреть на физику как на некоторую хотя и важную, но все же специальную науку. Общепризнано, что литература нужна всем - иначе не будешь культурным человеком, математика нужна многим - ведь на дворе научно-техническая революция. А вот физика, дескать, понадобится в жизни немногим.

Я, конечно, согласен насчет литературы и математики. Но не согласен насчет физики. Я убежден, что физика, как и литература, нужна всем - и потому, что иначе нельзя считать себя сегодня культурным человеком, и потому, что сегодня на дворе научно-техническая революция. Очень важно, что данная книга подчеркивает эту мысль, помогает ее усвоить. Читая, я еще раз почувствовал, что все же физика - наука не узкоспециальная, а общечеловеческая. Конечно, в ней есть много специальных вопросов. Однако в целом это наука, которую нельзя, как я убежден, относить только к точным наукам, она в значительной мере является также гуманитарной.

В свое время кто-то не совсем умно придумал проблему физиков и лириков , тем самым противопоставив точные и гуманитарные науки. Скорее тут следовало бы говорить о математиках и лириках, хотя я не уверен и в этом. Но уж во всяком случае физика никак не противоречит поэзии; наоборот, у нее с поэзией есть глубокая связь. Тем, кто будет не согласен со мной, я предложу прочитать книгу, которую мы сегодня обсуждаем.

Автор. Меня очень порадовала ваша точка зрения. Между естественными и гуманитарными науками и в самом деле есть внутренняя связь. Рациональное и Аюциональное постижение истины - это единый процесс; тут нельзя оторвать одно от другого. Как и вы, я убежден, что в физике содержится мощный гуманитарный потенциал. Как устроен окружающий нас мир, что лежит в основе его развития, как овладеть силами природы, как совершается процесс познания ее законов - все эти физические вопросы, конечно, нельзя считать узкоспециальными; в самом прямом смысле они являются вопросами общечеловеческого плана. Известный физик И. Раби подчеркивал: Физика составляет сердцевину гуманитарного образования нашего времени . В. Вайскопф в статье Человеческое ли дело физика? дает утвердительный ответ на поставленный вопрос: Физика, бесспорно, человечна. Это можно и нужно показывать, когда мы пишем о физике и преподаем ее .

Читатель А. Поэтому-то физику и следовало бы изучать иначе, чем это делается сейчас. В ней содержится большой гуманитарный потенциал, значит, и изучать ее надо так, чтобы этот потенциал был выявлен. Я понимаю, что данная книга - не учебник физики. Но мне кажется, что изучать физику надо как раз по таким книгам.



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 [ 112 ] 113 114 115 116 117

© 2000 - 2024 ULTRASONEX-AMFODENT.RU.
Копирование материалов разрешено исключительно при условии цититирования.