Главная страница  Номинальное электрическое сопротивление 

1 2 3 4 5 6 7 8 [ 9 ] 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43

в том случае, если примененные в нем транзисторы имеют граничную частоту генерации заметно выше, чем рабочая частота генератора. Вот почему в генераторе на диапазон 65... 108 МГц следует использовать транзисторы малой мощности диапазона СВЧ (серий КТ337, КТ347, КТ363), а для генератора, предназначенного для проверки тракта ПЧ приемников, подойдут обычные высокочастотные транзисторы (серий КТ312, КТ315, КТ3102 и т. д.). Во всех остальных узлах можно применить транзисторы серии КТ315, причем для генераторов звуковых частот статический коэффициент передачи тока у них должен быть не менее 80. Полевой транзистор в генераторе на диапазон 63...103 МГц - КПЗОЗЕ. В ВЧ милливольтметре можно применить транзисторные сборки КШТ251 или К1НТ661А (причем один из транзисторов сборки с успехом выполнит роль термостабилизирующего диода), или, как уже отмечалось, подобрать пару транзисторов из серий КТ312, КТ315 и т. д. (по статическим коэффициентам передачи тока при фиксированном значении тока коллектора и по напряжению база-эмиттер при фиксированном значении тока базы).

Варикапы KB109G в обоих генераторах можио заменить на отечественные варикапы серий Д901 или КВ102, выпрямительный диод в высокочастотном милливольтметре - на КД407А, КД503Б, КД512А, атермокомпенсирующий диод - на любой кремниевый ВЧ или импульсный диод (КД503, КД521 и т. д.).

Прибор (см. рис. 1) целесообразно дополнить выключателем, который позволял бы выключать амплитудную модуляцию при любом положении переключателя S1. Его можно ввести между подвижным контактом секции S1.3 и узлом б. Кроме того, следует учесть, что источник внешнего модулирующего напряжения не должш иметь постоянной составляющей (она изменит режимы варикапов по постоянному току) и он должш иметь гальваническую связь с общим проводом. Избежать всех этих сложностей позволит обыкновенная разделительная JRC-цепь, состоящая из конденсатора емкостью 1 мкФ и резистора сопротивлением 10... 15 кОм. Как ее подключить, показано на рис. 1 в левом нижнем углу.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Peltz G. Zweipolige Oscillatoischaltungen fur Parallel und Serienresonanz. - Funk-schau, 1971, №15.

2. Soupal Z. Delic vf signalu do 90 dB. - Amaterske гadю (A), 1976, № 11.

3. Vachula V., Kfistan L. Oscilatory a generatory. - Praha: SNTL, 1974.

УДК 621.375.13

КАССЕТНЫЙ СТЕРЕОМАГНИТОФОН-ПРИСТАВКА

Ю. СОЛНЦЕВ (СССР)

Кассетные магнитофоны популярны во всем мире, выпускаются в больших количествах промышленностью. Не оставили их без внимания и радиолюбители, направляя свои усилия как на разработку новых конструкций, так и на модернизацию существующих, которые по своим параметрам перестали удовлетворять потребителя.

Обычно радиолюбители используют готовый лентопротяжный механизм, ограничиваясь его тщательной регулировкой и незначительными доработками и сосредоточи-42



вая усилия на разработке электрической схемы. Предлагаемый стереомагнитофон-приставка разработан на базе советского кассетного магнитофона Весна-20Г, но схемные решения и основные узлы можно использовать в любом кассетном магнитофоне среднего класса. Эта задача упрощается тем, что стереомагнитофон-приставка выполнен по блочно-модульиому принщшу, в виде набора функционально законченных плат, которые могут быть скомпонованы самыми разными способами. При необходимости можно изменять топологию печатных плат, так как устройство не критично к монтажу.

Разработка кассетного стереомагнитофона связана с теми же проблемами и трудностями, что и разработка катушечного стереофонического магнитофона, но имеет ряд особенностей. Ширина магнитной ленты, а следовательно, и магнитной дорожки меньше почти вдвое, в 2-4 раза меньше скорость движения ленты. В результате сигнал на выходе воспроизводящей магнитной головки мал - как правило около 250 . . . 300 мкВ на частоте 400 Гц и резко уменьшается на частотах выше 5 ... 6 кГц. Динамический диапазон тракта запись - воспроизведение невелик из-за значительного уровня шума магнитных лент и глубокой частотной коррекции усилителя воспроизведения, применяемой для того, чтобы обеспечить постоянство выходного напряжения в полосе пропускания. Важно отметить, что чем шире полоса пропускания магнитофона, тем глубже должна быть частотная коррекция и тем меньше при прочих равных условиях окажется отношение сигнал-шум. Перегрузочная способность магнитных лент для кассетных магнитофонов мала, что ограничивает частотную коррекцию усилителя записи и требует тщательной установки номинального уровня записи и тока подмагни-чивания. Увеличение уровня записи выше оптимального ведет к возрастацию нелинейных искажений, а уменьшение ухудшает отношение сигнал-шум. Таким образом выбор основных характеристик электрического тракта кассетного стереомагнитофона сводится к определению оптимального сочетания полосы пропускания, коэффициента гармоник и отношения сигнал-шум, обеспечивающих наилучшее качество звучания. Само понятие качество звучания субъективно, оно не поддается инструментальной оценке и зависит от целого ряда факторов. В начале разработки предполагалось получить полосу пропускания до 18 кГц. Современные магнитные ленты и воспроизводящие головки позволяют обеспечить эту полосу относительно простыми методами. Однако уровень шума и нелинейные искажения при такой полосе пропускания возросли настолько, что субъективное восприятие звучания оказалось даже хуже, чем в случае полосы пропускания 10 ... 12 кГц. Для определения оптимального значения полосы пропускания бьш проделан следующий эксперимент: тракт запись - воспроизведение кассетного стереомагнитофона настраивался последовательно на полосу пропускания 20, 18, 16, 14, 12 и 10 кГц по уровню -3 дБ. Для каждого значения полосы пропускания подбиралось оптимальное значение тока подмагничивания и уровня записи. Несмотря на то, что основные электрические параметры устройства, определяемые инструментально, изменялись не очень сильно, субъективная оценка качества звучания колебалась в больших пределах. Выяснилось, например, что увеличение полосы пропускания свыше 14 кГц не приводит к сколько-нибудь заметному улучшению звучания, зато вызывает существенное возрасргание высокочастотных шумов и интермодуляционных компонент сигнала. В итоге максимальное значение полосы пропускания оказалось целесообразным ограничить значением 12 ... 14 кГц, при котором обеспечивается наиболее благоприятное с точки зрения слушателей восприятие записей. Большое значение имеет и уровень нелинейных искажений. Экспериментально установлено, что для высококачественного звуковоспроизведения коэффициент гармоник магнитофона не должен превышать 1. .. 2%. Остаются актуальными вопросы применения в практике магнитной записи различных устройств, уменьшающих субъективно восприни-



маемьш уровень шумов тракта и ленты, так называемых шумоподавителей, несмотря на то, что разработано множество таких устройств, от самых простых - пороговых и динамических фильтров, до самых сложных компандерных систем. Проблема улучшения шумовых параметров кассетных магнитофонов остается злободневной, поиски оптимальных решений продолжаются, а применение в радиолюбительской практике шумоподавителей, нередко весьма сложных и дорогих, не всегда дает желаемый эффект. Почему так происходит? Причш! несколько. Прежде всего, в силу самого принципа работы шумоподавителя, он характеризуется некоторой совокупностью взаимосвязанных амплитудных, частотных и временных характеристик, которые нельзя произвольно изменять: улучшение какого-либо параметра обычно приводит к ухудшению Одного или нескольких других. Так, например, при расширении частотного диапазона подавления шумов ухудшается помехозашищениость шумоподавителя, а при увеличении степени (глубины) подавления становятся более заметными на слух переходные процессы. Необходимо остановиться на проблеме согласоватшя, стыковки параметров магнитофона и шумоподавителя. Вполне естественно, что шумопонижающими устройствами снабжаются те аппараты, уровень шума которых не устраивает потребителя. Но здесь кроется парадокс. Чем лучше исходные параметры магнитофона, тем больший эффект дает применение шумоподавителя и, наоборот, в магнитофоне с неудовлетворительными шумовыми характеристиками, где применение шумоподавителя наиболее желательно, самый дорогой и совершенный шумоподавитель оказывается малоэффективным. В самом деле, если уровень шумов магнитофона составляет, скажем -30 дБ, в спектре фонограммы содержатся высокочастотные компоненты с уровнем -40 дБ, а порог срабатывания шумоподавителя выбран из расчета подавления шумов, т. е. около -30 дБ, то работа шумоподавителя будет сопровождаться изменением тембра звучания (пропадут составляющие высших частот), увеличением нелинейных искажений (любой шумоподавитель в принципе является нелинейным устройством и с повышением порога срабатьшания влияния нелинейных искажений шумоподавителя возрастает), увеличением заметности срабатывания шумоподавителя при изменениях уровня высокочастотных компонент (изменяется громкость звучания, становятся заметными всплески шума из-за ограниченного быстродействия узла управления-шумоподавителя) и т. д.

Не менее неприятные эффекты возникают и в случае, если велики нелинейные и интермодуляционные искажения, вносимые магнитофоном. При коэффициенте гармоник 3% (что допускается для большинства промышленных аппаратов) уровень паразитных комбинационных составляющих равен примерно -3D дБ, т. е. превышает порог срабатывания практически всех известных шумоподавителей. В результате, при воспроизведении фонограммы, содержащей только низко- и среднечастотные компоненты, паразитные комбинационные высокочастотные составляющие отключают шумоподавитель, и на выходе шумоподавителя полезный сшиал окажется как бы про-модулированным шумом, что на слух воспринимается даже хуже, чем воспроизведение без шумоподавителя.

Ухудшают качество воспроизведения с шумопонижением и импульсные помехи (трески, щелчки), которые на какое-то время отключают (блокируют) шумоподавитель. На слух это воспринимается как шумовой всплеск, всхлипывание .

Задача улучшения шумовых характеристик кассетного магнитофона с помоцц.ю шумопонижающих устройств сложна, имеет множество компромиссных решений, а конечный эффект, т. е. слуховое восприятие, зависит не только от степени сложности шумоподавителя и магнитофона, но и от разумного сочетания их параметров. Практика показывает, что обычный правильно отрегулированный магнитофон совместно с простым, но рационально спроектированным шумоподавителем может иметь хорошее качество звучания. 44



1 2 3 4 5 6 7 8 [ 9 ] 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43

© 2000 - 2024 ULTRASONEX-AMFODENT.RU.
Копирование материалов разрешено исключительно при условии цититирования.