Главная страница  Стереофоническое воспроизведение звука 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 [ 56 ] 57 58 59 60 61

Повременно действующие нелинейные искажения, должно быть малым, около 1-2 мс. Время восстановления 1в должно быть больших чтобы орган слуха успел зафиксировать местоположение данного КИЗ в пространстве. По-видимо-jky, это значение должно составлять несколько десятков миллисекунд. Выбор 4i и /в Существенно влияет на качество работы системы в целом. Их значения по мнению разных авторов колеблются от единиц миллисекунд до 100-150 мс.

SНеплохие результаты показал опыт прослушивания электрофонов Электрони-а-Д1-011-квадро , где /у=/в 50 мс. В более сложных и по мнению разработчиков более совершенных ЛСКУ в ачестве входных сигналов используются восстановленные JIi, FIi, Пг-Первый опыт изготовления и прослушивания квадрафонических записей по системе SQ, накопленный звукорежиссерами ВСГ фирмы Мелодия , позволяет сформулировать (пока предварительно) преимущества и недостатки, свойственные системе SQ в целом и являющиеся следствием введения логики. Кратко перечислим их:

а) введение логики повышает четкость и уверенность локализации КИЗ, обеспечивая практически область уверенной локализации, не отличающуюся от той, которая свойственна дискретной системе; особенно эффективной работа ЛСКУ оказывается при воздействии на КУ сигналов, формирующих источники звука (при их поочередном предъявлении слушателю) в позициях громкогово-;,рнтелей, а также в центрах передней и задней баз;

> б) тщательное изучение создаваемой панорамы показывает, что она в про-fjHecce передачи не остается статической ; весьма часто прн работе логики на-(блюдается отброс инструментов, расположенных спереди, в тыловое направ-ление (на линию задней базы), что кажется неестественным, особенно при ис-[ полнении классической музыки. В системе SQ вообще оказывается иевозмож- ным произвести запись таким образом, чтобы обеспечить полное отсутствие слышимых звуков на линии задней базы громкоговорителей;

в) работа логики заметна на слух; сопровождается существенными темб-ральными искажениями, величина которых часто кажется звукорежиссерам недопустимо большой.

Выбранный в системах SQ и QS способ матрицирования, при котором коэффициенты кодирования и декодирования остаются неизменными, и последующее введение логического управления усилением каналов воспроизведения, порождающее ряд новых проблем, по-видимому, не является оптимальным путем решения поставленной задачи

Изучение локализации КИЗ при разных расположениях громкоговорителей в помещении прослушивания, особенностей формирования КИЗ при одновременной работе двух илн более излучателей, исследование используемых принципов кодирования и декодирования, опыт прослушивания уже имеющихся квадрафонических записей показывают иное решение проблемы разработки системы матричной квадрафонин. Прежде всего не оптимальным является выбранный в системах SQ и QS способ расстановки громкоговорителей типа квадрат (см. рис 9.7а). При этом даже в случае дискретной квадрафонин уверенная локализация КИЗ в системе квадрат возможна преимущественно спереди и сзади, частично сверху и невозможна в центрах боковых баз (см рис. 9 7s). Для размещения КИЗ используется незначительная часть возможных направлений азимутальной плоскости. Вторым недостатком этой расстановки громкоговорителей

Рис. 9 9 Расстановка громкоговорителей по системе трапеция




является непривычная для слушателей близость источников звука, составляющих переднюю и заднюю панорамы. Наиболее интересной и приемлемой для квадрафонии является размещение громкоговорителей по системе трапеция при некотором смещении слушателя к линии базы задних громкоговорителей (рис. 9.9). Здесь локализация КИЗ возможна в пределах всей азимутальной плоскости. Источники звука, составляющие переднюю панораму (наиболее заполненную), ие

Вмдши сигналы 1 23 п


Рис. 9 10 Упрощенная струк турная схема отечественной экспериментальной квадрафонической системы ABC: ПЗ - пульт звукорежиссера, М - многоканальный магнитофон; ПКУ - панорамное кодирующее устройство с переменными коэффициентами; ДКУ - декодирующее уст. ройство


А1-А5-К15дУДЫ

Рис. 9Л1. Схема декодера матричной квадрафонической системы ABC

Здесь не упоминается о расстановке громкоговорителей типа ромб;>, как ие получившей широкого распространения Возможности этой акустической системы изложены ь il].



воспринимаются неестественно приближенными. Наличие боковых баз, располо-кеяных преимущественно спереди от слушателя, существенно расширяет (по Ьравнению со стереофонией) возможности для размещения инструментов в пространстве, облегчает создание звуковых планов, перекличку инструментов и т. п. f Теперь, когда способ расстановки громкоговорителей выбран ( трапеция ), необходимо найти принцип кодирования и декодирования, позволяющий при воспроизведении наилучшим образом локализовать КИЗ во всех азимутальных 1аправлениях. Очевидно, что коэффициенты декодирования должны быть постоянными При этом наиболее удобно при декодировании использовать сум-1 арно-разностное преобразование исходных комплексных сигналов Л и П. Коэффициенты же кодирования, в отличие от существующих систем, следует ;делать переменными, величина которых зависит от местонахождения КИЗ в 1ространстве при воспроизведении Путем проведения трудоемких эксперимен-гальных исследований были найдены значения коэффициентов кодирования для каждого азимутального направления, обеспечивающие уверенную и четкую локализацию КИЗ при сохранении условия совместимости

Все это позволило разработать отечественную получившую условное название матричную квадрафоническую систему ABC Наиболее общая структурная схема системы ABC приведена на рис. 9 10 Система не содержит широкополосных фазовращателей и схемы логики, имеет очень простое ДКУ, по качеству звучания не уступает системам SQ и QS Фирмой Мелодия выпущена первая квадрафоническая демонстрационная грампластинка, записанная по системе ABC, а отечественной промышленностью разработан и освоен в производстве комплекс Феникс-006 , содержащий декодер системы ABC Принципиальная схема декодера системы ABC представлена на рис. 9.11 и вследствие своей простоты не нуждается в специальном пояснении

9.4. Синтезаторы псевдоквадрафонического сигнала

Целью псевдоквадрафонического звуковоспроизведения является, прежде всего, устранение присущей обычному стереовоспроизведению недостаточности в передаче акустических особенностей первичного помещения.

Предпочтительность псевдоквадрафонического звуковоспроизведения по сравнению со стереофоническим зависит не только от выбранной структурной схемы преобразователя стереосигнала, но также в значительной степени от того, как проведена исходная стереозапись, и, конечно, от жанра прослушиваемой программы. Поэтому, следует считать нерациональным применение в дорогих квадрафонических комплексах лишь одного вида преобразования в режиме Псевдоквадрафония Гораздо более правильным было бы создание специального блока-синтезатора псевдоквадрафонического сигнала, предусматривающего несколько режимов его работы

Даже при внедрении матричной и дискретной квадрафонин, обладающей более широкими возможностями, чем псевдоквадрафония, у потребителя еще долго будет возникать необходимость прослушивать обычные двухканальные стереофонические записи через свою квадрафоническую аппаратуру. И применение синтезаторов псевдоквадрафонического сигнала поможет ему это сделать с недостижимым для двухканальной аппаратуры качеством звучания Поэтому псевдоквадрафонический режим работы является необходимым для квадрафонической аппаратуры, расширяя ее потребительские возможности Необходимость в нем исчезнет лишь с полным исчезновением двухканальной стереофонии

Рассмотрим несколько схем синтезаторов псевдоквадрафонического сигнала, которые могут быть выполнены в виде отдельных приставок к имеющейся четырехканальной звуковоспроизводящей аппаратуры

1. Структурная схема достаточно простой, но тем не менее часто использующейся приставки приведена на рис. 9 12а, а ее принципиальная схема на рис. 9.126. Здесь (рис 9 12а) на передние громкоговорители подается обычный

стереосигнал, а на задние - разностный К-1К\Л(1) - {\-К\)П{1)\ по фазе на 90°, поэтому сигналы К2[К\Л{t) - {\-K\)n(t)] и /Дг - К\)П(1)] являются некоррелированными Они обрабатываются в слуховом

сдвинугый

Ж,Л(0-(1-



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 [ 56 ] 57 58 59 60 61

© 2000 - 2024 ULTRASONEX-AMFODENT.RU.
Копирование материалов разрешено исключительно при условии цититирования.