Главная страница Стереофоническое воспроизведение звука о Kononovich djvoed by roman etimnv 1 г/б/гООЭ http: www.tariep,neir rnmon Стереодекодер построен по суммарно-разностной схеме. Контур восстанов-1ення поднесущеи выполнен на броневом сердечнике M2000HMI-16 Б14 с ка-:иброванным зазором 0,27±0,03 мм, что обеспечивает высокую стабильность истоты настройки и добротности. В виде отдельного блока собрано устройство подстройки, настройки и ин-.икацни (блок ПНИ). Он содержит устройства настройки диапазонов УКВ и СВ, индикации точной настройки, индикации наличия несущей, наличия стерео-1ередачи и индикации уровня многолучевого приема. На блоке ПНИ укрепле-1ы две телескопические антенны, образующие при УКВ приеме диполь, а при СВ приеме включенные параллельно. Приемник имеет диапазон ДВ, два днапа-она СВ, пять диапазонов KB и диапазон УКВ. Масса приемника 10 кг. Приемник Ленинград-010 является вполне современным переносным сте-)еофоническим устройством и может обеспечить высокое качество стереовоспро-гзведения звука. Весьма перспективным считается в наши дни стереоприем в автомобиле. Сотя общее качество приема здесь всегда понижено по сравнению со стацио-гарными условиями (увеличенный уровень шумов, переменное поле высокой ча-тоты, ограниченные акустические возможности салона автомобиля), тем не ме-lee преимущества стереозвучания остаются весьма заметными. Поэтому количество стереофонической автомобильной аппаратуры быстро растет. В первую очередь это автомобильные кассетные стереомагнитолы; выпускаются также и ереофонические автомобильные приемники. Примером такого приемника яв-1яется АВ-75 для автомобилей ЗИЛ-114, ЗИЛ-117 и ГАЗ-14. Он имеет кроме /КВ диапазоны ДВ, СВ и три растянутых диапазона КВ. Кроме того, в прием-1пке предусмотрено дистанционное управление, автоматический поиск радно-:танций и обеспечена возможность подключения кассетной стереофонической агнитофонной приставки. Основные типовые параметры по тракту УКВ сле-(ующие: реальная чувствительность 2 мкВ; селективность по зеркальному ка-(алу 70 дБ; диапазон воспроизводимых частот 80-10 000 Гц; коэффициент армоник по электрическому напряжению 1,5%; переходные затухания между переоканалами на частоте 1000 Гц - 35 дБ, на частоте 10 кГц - 28 дБ; мак-;ималы!ая выходная мощность 10 Вт на капал. В ближайшие годы ожидается выпуск нескольких моделей стереофонических lepenocHbix и автомобильных приемников и магнитол. Основные параметры описанных в этой главе приемников сведены в табл. 7.1. 7.5. Методы компоновки современной стереофонической аппаратуры Вначале стереофоническая аппаратура строилась по традицион-1ым принципам, заимствованным из предыдущего периода монофонического вос-гроизведения. Это был приемник или радиола, электрофон или магнитофон. Од-laKo увеличение стоимости аппаратуры в высококачественном стереофоническом шрианте и необходимость дублировать одни и те же блоки (УНЧ в приемнике, фоигрывателе, магнитофоне, акустическая система в каждом из видов аппара--уры и т. п.) привели к мысли о другом принципе построения аппаратуры. Та-;ая компоновка была названа блочной. В основе блочной компоновки лежит трннцип минимума дублирования и возможности постепенного приобретения юлного комплекса приемной и звуковоспроизводящей аппаратуры. Упрощенная . труктурная схема одного из типовых вариантов такого радиокомплекса показана на рис. 7.20. Он состоит из центрального звена - усилительно-коммута-1и0нн0г0 устройства УКУ, т. е. высококачественного УНЧ, снабженного устрой-твами коммутации входных и выходных цепей, акустической системы и ряда 1ст0чник0в программ. Источники программ, принимаемых с эфира, были назва-1ы тюнерами, т. е. настроечными устройствами. Тюнер может принимать про-раммы в УКВ диапазоне (ЧМ тюнер или УКВ тюнер), в диапазонах с AM [A\ тюнер) ИЛИ быть всеволновым (ЧМ/АМ тюнер). Примеры УКВ тюнеров 5ыли приведены в этой главе. Источники для воспроизведения программ, хранящихся в звукозаписи, представляют собой или электропроигрыватель ЭП или магнитофонную панель МП. Слушатель может постепенно приобретать источники программ, менять их время от времени на более совершенные, менять акустическую систему и т. п. Гибкость такой системы компоновки обеспечила ей значительную популярность у населения. Вслед за тенденцией расчленения приемной и звуковоспроизв9Дящей аппаратуры на отдельные блоки появилась параллельно действующаЙ обратная Рис. 7.21. Музыкальный центр Мелодия-106 Рис. 7.20. Упрощенная структурная схема радиокомплекса тенденция - собирать всю аппаратуру в единый комплексный блок, который стал называться домашним музыкальным центром. Один из таких музыкальных центров Мелодия-106 I класса показан на рис. 7.21. Он содержит радиоприемник, электропроигрывающее устройство и магнитофонную панель, размещенные в одном корпусе. Таким образом, владелец музыкального центра может записывать стерео- и монофонические программы на магнитную ленту, воспроизводить их с магнитофонов или проигрывателя и прослушивать передачи радиовещания во всех диапазонах, в том числе стереопередачи. Для удобства предусмотрены три фиксированных настройки в УКВ диапазоне с сенсорным переключением. .Музыкальный центр имеет устройства для подключения внешних антенн, внешних электропроигрывающих устройств с магнитной или пьезоэлектрической головкой, электромузыкального инструмента, телевизора, стереомагнитофона (на запись и воспроизведение), стереотелефоиа, микрофонов и внешней акустической системы. Габариты музыкального центра Мелодия-106 (без акустических систем) 650X200X445 мм, масса 20 кг. Преимущества музыкальных центров - компактность, общий источник питания. Недостаток - невозможность замены какого-либо из узлов на более совершенный. В последнее время получает распространение стоечная компоновка домашних радиокомплексов. Этот вид компоновки заимствован из промышленной радиоаппаратуры (передающие, приемные и измерительные стойки). Здесь аппаратура выпускается в виде отдельных блоков, объединенных лишь общим художественным решением и одинаковой шириной. На рис. 7.22а и 6 показаны два варианта расположения блоков в таком радиокомплексе. В вертикальном варианте, называемом иногда башенным, блоки расположены друг над другом. Наверху, как правило, устанавливается электропроигрыватель, под ним тюнер, затем следуют блоки предусилнтеля н оконечного усилителя и магнитофонная панель Внизу оставляется помещение для грампластинок и магнитофонных лент. По бокам размещаются акустические системы. Блок предусилнтеля содержит устройства коммутации входов, а блок оконечного усилителя - коммутации выходов. Иногда отдельно выделяется блок регулятора тембров, так называемый эквалайзер . В горизонтальном вариаиге (рнс. 7.226) электропроигрыватель и помещение для пластинок и лент располагаются рядом с остальной аппаратурой. Стоечная компоновка позволяет время от времени заменять отдельные блоки, но, как правило, придерживаясь одной фирмы, выпускающей блоки определенной щирины, конструкции и внещнего оформления. Электропроигрыватель Тюнер Усилителе Рис. 7.22. Варианты компоновки радиокомплекса ДРУГИЕ СИСТЕМЫ СТЕРЕОФОНИЧЕСКОГО ВЕЩАНИЯ 8.1. Система стереофонического радиовещания с пилот-тоном Система с пилот-тоном применяется в США, Канаде, Японии и ряде европейских стран. Она имеет много общих черт с советской системой стереофонического вещания. В системе с пилот-тоном КСС также содержит тональную часть, представляющую собой сумму двух стереосигналов А-\-В, и надтональную часть, являющуюся результатом амплитудной модуляции поднесущеи разностью сигналов А-В. Однако, в отличие от советской системы, поднесущая здесь подавлена полностью Для синхронного и синфазного восстановления поднесущеи в приемнике в состав КСС введен специальный пилот-тон, частота которого в 2 раза меньше частоты поднесушей. В спектре КСС пилот-тон располагается между тональной и надтональной частями. Частота поднесущеи принята равной 38 кГц, таким образом частота пилот-тона составляет 19 кГц. Спектр КСС системы с пилот-то юм показан на рис. 8.1. 151323 53 Г,кГи Рис 8 1. Спектр КСС системы с пилот-тоном
|
© 2000 - 2024 ULTRASONEX-AMFODENT.RU.
Копирование материалов разрешено исключительно при условии цититирования. |