Главная страница Стереофоническое воспроизведение звука о Kononovich djvoed hy roman ehmnv 1Z/6/2D03 http: www.fariep.oetrromao стереофоническое сопровождение телевидения предпочитают свыше 75%. Причинами такого предпочтения они считают как более высокое общее качество звучания при стереозвуке, так и появление логической связи зрительных и слуховых ощущений у телезрителей. Простейшим вариантом осуществления стереофонического сопровождения телевидения является одновременная передача звука по сетям телевидения и УКВ радиовещания. В этом случае телезрители, имеющие стереофонический радиоприемник, могут расставить его акустические системы слева и справа от телевизора и слушать передачу в стереоварианте. Слущатель выигрывает при этом дважды: во-первых, качество звучания акустических систем стереоприемника существенно выше, чем громкоговорителя телевизора и, во-вторых, звучание становится стереофоническим. Осуществление таких передач ие вызывает заметных технических трудностей. Нужно лишь установить в зале, откуда идет телепередача (театр, концертный зал, студия) стереофонические микрофоны и подать их сигналы через промежуточные звенья на УКВ передатчик. Такая передача была, например, проведена в Ленинграде в 1974 г. Однако для массового использования стереозвука в телевидении необходимо ввести в действие систему, позволяющую передать два стереосигнала непосредственно через передатчик звукового сопровождения телевидения. Поскольку стандарт передачи звукового сопровождения телевизионных передач практически не отличается от стандарта УКВ радиовещания (частотная модуляция, та же девиация частоты и т. д.), то, в принципе, возможно использование для этой цели системы, уже принятой для УКВ вещания. Однако при этом возникают некоторые трудности. Они связаны с тем, что видеосигнал и КСС передаются в одной и той же полосе частот модуляции, а нх разделение в звуковом и видеотракте телевизора, как правило, недостаточно. Наличие такой связи между трактами звука и изображения сказывается прежде всего в появлении сильных интерференционных свистов в канале звука, являющихся результатом биений между поднесущеи (пилот-тоном) и ее гармониками, имеющимися в КСС и частотой строчной развертки и ее гармониками, имеющимися в видеосигнале. Поэтому применение системы с пилот-тоном в телевидении невозможно, так как при частоте развертки 15,625 кГц возникают биения с пилот-тоном (19-15,625=3,375 кГц) и с восстановленной поднесушей частотой (38-2X15,625=6,75 кГц). Система стереофонического вещания в СССР свободна от такого недостатка, так как частота поднесущеи равна 31,25 кГц, т. е. точно соответствует второй гармонике частоты строчной развертки. Если обе частоты синхронизированы, они создают нулевые биения, а гармоники образуют частоты биений, кратные частоте 15,625 кГц, которые лежат в области малой чувствительности челоьеческого уха и не будут восприняты слушателями. Эти частоты (частота строк и ее гармоники) и сейчас проникают на звуковой выход телевизоров, но не мешают телезрителям. Остается вторая проблема, заключающая ;я в том, что спектр телевизионного сигнала содержит не только частоту развертки строк и ее гармоники, но и продукты паразитной модуляции этих частот частотой кадров и ее высшими гармониками, а также в нижней части спексра саму частоту кадров и ее гармоники, как показано на рис. 8.4. В обычных телевизорах надтональные ме- Jb-jlilli-jlllli-jib- цз спектра теле- га 15,BZ5 31,250 48,873 Г,КГц визионного сигнала шающие частоты не слышны, а помехи в звуковой части спектра удается снизить до допустимого предела путем снижения усиления звукового тракта в области самых нижних частот. При стереофоническом приеме спектр КСС простирается в область иадтояальных частот. Поэтому при детектировании вместе с полезным сигналом выделяются и паразитные частоты. Кроме того, стереофо- нический прием предполагает общее высокое качество звучания, поэтому срезание нижних звуковых частот весьма нежелательно. Для решения этой проблемы необходимо внести в схемы обычных телевизионных приемников ряд изменений и дополнений для изоляции трактов изображений и звука и обеспечения высокой линейности высокочастотного тракта, общего для сигналов изображения и звука. Образны таких телевизоров уже созданы. В 1974 г. в Ленинграде состоялась первая опытная передача телевидения со стереофоническим звуковым сопровождением по системе с полярной модуляцией, аналогичной применяемой в радиовещаиин. За рубежом, в странах, где для стереофонического радновеп;ания используется система с пилот-тоном, приходится разрабатывать для стереофонического телевидения специальную систему. Так, например, в Японии ведутся опытные передачи по системе, использующей поднесущую частоту 31,5 кГц (двойная частота строчной развертки по японскому стандарту). В этой системе сигнал А--В передается обычным путем - частотной модуляцией несущей передатчика с максимальной девиацией ±25 кГц. Этим достигается совместимость с приемом на монофонические телевизоры. Поднесущая модулируется сигналом А-В с максимальной девиацией ±10 кГц. Сама поднесущая модулирует несущую передатчика с девиацией ±20 кГц. Полоса модулирующих частот 50-12 000 кГц. Для улучшения помехоустойчивости применяется компрессирование сигнала А~В на стороне передачи с соответствующим экспандером на стороне приема. В этой системе предусмотрена также возможность передачи звукового сопровождения одновременно на двух языках. В этом случае один язык передается вместо сигнала А+В, а другой - вместо сигнала А-В. Маловероятно, что японская система получит широкое распространение для стереофонического телевидения, так как при ЧМ поднесущей н при использовании компрессора-экспандера трудно получить устойчивое разделение стереоканалов, а приемник получается сложным. Это было уже отмечено в 60-х г., когда подобная система предлагалась для стереофонического радиовещания. Принципиально отлична от японской системы система, предложенная в ФРГ. Здесь для передачи второго звукового канала используется отдельная несущая частота, расположенная выше основной несущей на 33/2 частоты строчной развертки, т. е. иа 257,8125 кГц. Кратность частот позволяет избежать помех изображению п звуковому каналу. Первая, основная несущая модулируется сигналом А + В, что обеспечивзт совместимость. Вторая несущая модулируется сигналом А-В. В этой системе также предусматривается возможность передачи звукового сопровождения одновременно на двух языках. В этом случае частота второй несущей изменяется так, что разность частот несущих становится равной 31/2 частоты развертки строк. Такое изменение частоты позволяет осуществить индикацию вида режима работы (стерео - двуязычный). Недостатком этой системы, очевидно, является необходимость иметь два передатчика звука и два тракта приема. Несмотря на это предполагается к 1982 г. широко внедрить эту систему в ФРГ. Следует заметить, что широкому внедрению стереофонического сопровояГ-дення телевидения в настоящее время мешает в основном иеподготовлеиность к этому студийной техники. Для стереофонического телевидения необходимо иметь видеомагнитофоны с двумя равноценными звуковыми дорожками, дополнительные линии связи и решить ряд вопросов художественного плана, связанных со звукозаписью н передачей стереофонических телевизионных программ. Тем ие менее работы в этой области продолжаются и можно надеяться, что стереозвук в телевидении станет таким же обычным явлением, каким он стал сегодня в радиовещании. Возможны различные варианты конструктивного выполнения стереофонических телевизоров. Наиболее распространенным, по-видимому, будет вариант с разнесенными акустическими системами. В моделях с небольшим размером : экрана возможны варианты со встроенными системами или со встроенным низкочастотным громкоговорителем, воспроизводящим сумму стереосигналов А+В и разнесенными средне- н высокочастотными малогабаритными системами. Кроме того, учитывая широкое распространение стереофонической аппаратуры, не исключен выпуск телевизоров со встроенной монофонической акустической системой, но имеющих разъемы для подключения внешней стереосистемы. 8.3. Стереофоническое вещание по сетям проводного вещания В нашей стране широкое развитие получило проводное вещание, спользоваиие сетей проводного вещания для стереофонической передачи звука эгло бы существенно расширить область распространения стереозвучания, стественно стремление использовать для эгой цели трехпрограммное проводное лцание (ТПВ), учитывая его достаточно широкое распространение (более 30 городов; и возможность передачи программы по трем независимым звуко-м каналам Система ТПВ работает с использованием двух поднесущих частот 78 и 20 кГц, на которых передаются вторая и третья программы, (рис. 8 5). Первая, ff Ш 10 72 78 8t т по ПВ т темыт-пв рсповная программа передается обычным путем в области тональных частот и гринимается на обычные абонентские громкоговорители. Для передачи второй и ретьей программ применяется амплитудная модуляция соответствующих под-юсущих. Для снижения уровня переходных помех между каналами нспользует-я так называемый метод АМ с регулируемой несущей . При данном методе, 1 отличие от обычной AM, когда средний уровень несущей постоянен, этот уро-iCHb зависит от уровня амплитуды модулирующего сигнала. При больших амп-1итудах уровень несущей велик, а в паузах сигнала стремится к нулю. Это по-шоляет придать колебаниям 2-го и 3-го каналов свойства более совершенной ;истемы с подавлением несущей (балансная AM), но избежать трудностей, .вязанных в этой системе с восстановлением подавленной несущей на приемном юнце. Организация стереофонического вещания по сетям ТПВ - сложная проблема. Основная трудность заключается в обеспечении совместимости с моноприемом. Первая программа является основной. Она принимается не только владельцами трехпрограммных, но и обычных абонентских громкоговорителей. Качество приема по этой программе при введении стереовещания ни в коем случае ие должно страдать. Следовательно, передача стереофонических сигналов должна вестись по второй и третьей программам или должна быть применена суммарно-разностная система, в которой по первой программе передается сигнал А + В, а по второй или третьей - сигнал А-В. Но в этом случае по одной из программ (второй или третьей) передается неполноценный сигнал и совместимость в этом канале отсутствует. Передача сигнала А+В по второй (или третьей) программе и А-В по третьей (или второй) программе ведет к тем же результатам. Дополнительной трудностью при этом является обеспечение идентичных АЧХ и ФЧХ в используемых каналах в условиях их переменной нагрузки. Как и в любой суммарно-разностной системе, степень этой идентичности определяет переходное затухание между стереоканалами, т. е. требования к балансу АЧХ н ФЧХ весьма жесткие. По-видимому, окончательного решения для стереофонического вещания по сетям ТПВ следует ожидать в виде системы, использующей только один (второй или третий) какал. При этом может быть применена смешанная модуляция (AM-ЧМ или AM-ФМ) или квадратурная модуляция несущей частоты. Такая система при выполнении определенных условий может обеспечить совместимость стерео и моноприема, а также хорошее качество стереофонического вещаиия. Пока до окончательного решения вопроса Рижская трансляционная сеть пошла по пути псевдостереофонического вещания. В применяемой ею системе используются первая и вторая программы. По каждому из каналов передаются оба стереосигнала Л и S, но один из сигналов (в первом канале В, во втором - А) передается с некоторой задержкой по времени (10 мс). Владельцы обычных абонентских громкоговорителей слышат сумму сигналов А + В. Владельцы трехпрограммных громкоговорителей могут принимать все три про-
|
© 2000 - 2024 ULTRASONEX-AMFODENT.RU.
Копирование материалов разрешено исключительно при условии цититирования. |