Главная страница Стереофоническое воспроизведение звука Значение действующей скатывающей силы при воспроизведении не ocTaei;, постоянным, так как изменяется, например, угол погрешности а при движении тонарма по пластинке. Скатывающая сила через иглу оказывает избыточное давление иа виутрев. июю стенку канавкн записи. Следствием этого является перекос иглы в голов, ках с большой эластичностью крепления иглодержателя и малой прижиывоЦ силой. Все это сопровождается появлением дополнительных искажений и пр . Противоскатывам-щии момент Скатывающие момент Рис 2 11 <(Zerro-100 , Конструкция тонарма ЭПУ обеспечивающего компенсацию горизонтального угла погрешности а Регулировиа прота-во скатываю щей силы Скатывающий лроглавоскаты-момент бающий, момент Рис 2 10. Компенсаторы скатывающей силы Рис 2 12. Конструкция компенсатора скатывающей силы в проигрывателе Zerro 100 / - тонарм, 2 - рамка 3 и 4 - посто янные магниты, 5 - опорная рама, 6 заслонка для регулирования против скатывающего момента водит к повышенному износу внутренней стенки канавки. Кроме того, умень шенне бокового давления острня иглы на внешнюю стенку канавки требует соответствующего увеличения прижимной силы, что в еще большей степени способствует износу внутренней стенки канавки записи В силу изложенного тонармы современных ЭПУ первого и высшего классов качества содержат компенсаторы скатывающей силы Наиболее типичным 40 коивеисатором является устройство, покаваииое па рис. 2.10а. Протнвоекаты- аюший момент образуется грузом т, подвешенным на нити к хвостику тоиао-ма. Нить при перемещении тонарма скользит в дужке поводка. В зависимости от значения прижимной силы конец нити закрепляется на разном расстоянии от вертикальной оси тонарма тем самым изменяется противоскатывающая сила В проигрывателе Dual-109> протнвоскатывающий момент создает пружниа прикрепленная к рычагу хвостовика тонарма (рнс. 2.106). В проигрывателе фирмы Bang and 01uffsen вертикальная ось вращения тонарма наклонена За счет этого прижимная сила раскладывается на две составляющие Одна из них противоположна скатывающей силе и компенсирует ее при правильно выбсаи-ном угле наклона вертикальной осн вращения тонарма. В таком компенсаторе отпадает необходимость дополнительной регулировки в зависимости от значения прижимной силы. Оригинален тонарм ЭПУ Zerro-100 фирмы Garrard> (рис 21П обе# печнвающий компенсацию горизонтального угла погрещности а с точность ±0,5 . Тонарм содержит дополнительный рычаг А. Корпус головки связан ста! нармом дополнительным рычагом шарнирио (точки 2 и 5), причем точка 2 пас-положена над иглой. При воспроизведении тонарм поворачивается вокруг ом А а рычаг А -вокруг оси 4, вызывая поворот головки вокруг точки 2 к1-пенсируя тем самым угол а Компенсация достигается выбором коистоукгга-ных размеров четырехугольника с верщннамн в точках /. 2, 3, 4. Основные сведения об ЭПУ ТАБЛИЦА 25
а позл А эта конструкция была применена в звукоснимателе SME-J O-snv? фирмой Thorens . В настоящее время она используется У-zc и Электроника Б1-0Ь; Электроинка Б1-011 и Д-011>. Вместо механической компенсации скатывающей силы в тонарме этого п о. игрывателя применено устройство, использующее силу отталкивания между iq. люсами одноименных магнитов (рис. 2.12). Силы взаимодействия между пос j. яниымн магнитами 3 я 4 создают вращающий момент для тонарма /, напр j. лениый в сторону, противоположную действию скатывающей силы. Значе , скатывающей силы регулируется заслонкой 6. Не имея возможности подробно остановиться на особенностях конструиро-вания движущего механизма вращения грампластинки н сопутствующих ему вспомогательных устройств тем ие менее отметим основные параметры ЭПУ (табл. 2.5). Все ЭПУ, упомянутые здесь, предназначены для комплектации сте-реофоннческой аппаратуры и имеют регулирование частоты вращения диска. Представленные в табл. 2.5 ЭПУ по своим параметрам удовлетворяют требо-ванням к Hi-Fi аппаратуре и международному стандарту DIN 45-500. 2.4. Устройства для воспроизведения магнитной записи в отличие от монофонических, бытовые стереофонические магнитофоны имеют два канала для запнсн н воспроизведения звука, что требует наличия блоков стирающих и универсальных головок, двух универсальных усилителей с переключаемыми цепями предыскажений и коррекции (в зависимости т режима работы - запись или воспроизведение), двух оконечных усилителей в двух громкоговорителей. Каждый канал записи имеет входы, предусматривающие работу от следующих источников программ: микрофона, ЭПУ, электрофона, радиоприемника и радиотрансляционной линии. Лищь в очень дорогих престижных моделях, а также в студийной аппаратуре вместо универсальных усилителей в каждом канале используют отдельные усилители для записи н воспроизведения. Это позволяет обеспечить более полное выполнение требований, предъявляемых к каждому усилителю, и осуществить контроль качества записи непосредственно в процессе ее проведения не только с помощью измерителя уровней, но и на слух путем образования сквозною канала запись - воспроизведение. Равномерное движение ленты прн записи и воспроизведении, ее быстрая перемотка в обоих направлениях обеспечиваются лентопротяжным механизмом (ЛПМ), стирание ранее сделанной записи осуществляется блоком стирающих головок, питаемых высокочастотным генератором, который используется также для создания тока подмагничнвання при записи. Важнейшим функциональным узлом магнитофона, в значительной степени определяющим его качественные показатели, является так называемое магнитное звено, в состав которого входят головка записи, звуконоситель н головка воспроизведения. Амплитудно-частотная характеристика магнитного звена имеет спад на нижних и верхних частотах. Спад АЧХ в области нижних частот объясняется зависимостью электродвижущей силы воспроизводящей головки от частоты записанного на ленту сигнала. Потери на верхних частотах вносят все элементы магнитного звена. При этом к потерям воспроизведения (играющим наибольшую роль) относятся контактные, слонные, щелевые и обусловленные перекосом рабочего зазора головки. Наибольшую роль при записи играют потери фазово-волновые, от саморазмагничивания и от самостирания. Сущность каждого этого вида потерь и вызывающие их причины достаточно подробно описаны в [12] и поэтому не требуют здесь дополнительного пояснения. в принципе, компенсацию всех этих потерь, необходимую для получения плоской АЧХ канала запись - воспроизведение, можно было бы осуществить в одном из усилителей записи нлн воспроизведения. Однако если такую компенсацию осуществить только в усилителе записи, то это приведет к слишком резкому увеличению тока записи на верхних частотах и к возрастанию нелинейных искажений. Полная компенсация потерь магнитного звена с помощью усилителя воспроизведения не позволяет добиться низкого уровня шумов нз-за ослабления уровня полезного сигнала на верхних частотах прн записи. Поэтому идут на компромисс, допуская некоторое предыскажение полезного сигнала в усилителе записи и последующее выравнивание АЧХ сквозного канала с помощью частотной коррекции в усилителе воспроизведения.
|
© 2000 - 2024 ULTRASONEX-AMFODENT.RU.
Копирование материалов разрешено исключительно при условии цититирования. |