Главная страница  Стереофоническое воспроизведение звука 

[ 1 ] 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61

Стереофоническое воспроизведение звука получило в настоящее время всеобщее признание за высокую естественность звучания, прозрачность и богатство тембров.

Внедрение стереофоинческого звучания требует создания специальной технической базы, разработки новой профессиональной и бытовой аппаратуры, а также глубокого понимания процессов, сопутствующих этому виду звучания.

Качество стереовоспроизведения в чувственном восприятии проявляется прежде всего в совокупности тех свойств, которые позволяют отличить этот способ звукопередачи от любого другого.

Каждому способу звукопередачи присуще свое множество признаков (ощущений) . Несовершенство же технических параметров устройств, используемых для реализации этого способа, приводит лишь к изменению величины ощущений, и количественных связей между ними, в то время как сама совокупность эти ощущений остается неизменной. Для выявления устойчивой совокупности оцу-щений, их анализа и роли в общей оценке качества звучания, присущего данному способу звукопередачи, исследования необходимо проводить с исполвдо-ваннем так называемой идеальной системы , вносящей искажения ниже поро га нх заметности. Это позволяет оценить потенциальные (с точки зрения слухового восприятия) возможности используемого способа звукопередачи и его отличия от других.

в настоящее время единственно возможным методом оценки качества звучания являются субъективно-статистические экспертизы. Прн этом наиболее распространено сравнительное прослушнванне пар вариантов звучания с оценкой нх по предпочтительности, т. е. в целом по всем признакам (ощущениям) качества без нх подразделения.

Предпочтительностью называется отношение числа экспертопоказаний за данную систему передачи звука (при сравнении с другой) к общему числу экспертопоказаний.

Сравним с этой позиции монофоническое и стереофоническое звуковоспроизведение. В табл. 1.1 приведены результаты сравнительного прослушивания этих звучаний, полученные для симметричного расположения слушателя относительно левого и правого громкоговорителей [8, II].

ТАБЛИЦА 1.1

Результаты сравнительного прослушивания стереофонического и монофонического звучаний

Система

Предпочтительность системы В, %

Отсутствие заметной разницы в звучании, %

Опознавание стереофонического звуча иия, %

Монофоническая А - стереофоническая В

Более 75

Менее 20

Более 85

Как показывают дополнительные исследования [8], различие в качестве аву-чания настолько велико, что лучшие монофонические системы уступают стереофоническим даже при их худших качественных показателях (табл. 1.2).

Преобладающее большинство слушателей (табл. 1.2) предпочитают стереофоническое воспроизведение высшего, I и даже II классов качества монофоническому воспроизведению высшего класса качества. Интересно также, что стереофоническое звучание при коэффициенте гармоник до 20% предпочитается большинством слушателей неискаженному монофоническому звучанию, несмотря на то, что такие искажения уверенно заметны на слух.



ТАБЛИЦА 1.2

pp,vльтaты сравнительного прослушивания монофонических ? реофоиических систем разных классов качества

Монофоническое воспроизведение

Стереофоническое воспроизведение

Предпочтительность стереофонического воспроизведения, %

Высший класс качества <30-15 000 Гц)

Высший класс качества (30-15 000 Гц)

1 класс качества (50-10 ООО Гц)

II класс качества (100-6300 Гц)

I класс качества (50-10 000 Гц)

1 класс качества (50-10 000 Гц)

11 класс качества (100-6300 Гц)

1.2. Компоненты стереофонического эффекта

Важной задачей является изучение сущности предпочтительности, оеойственной стереовоспроизведению, т. е. выявление основных компонент качества (или совокупности ощущений), учет их роли и значимости в общей оценке качества стереозвучания. Проведение такого рода психологических исследований чаще всего основывается на так называемой ESP модели, предполагающей, что число основных статистически независимых ощущений, полностью характеризующих исследуемое качество звучания, сравнительно невелико. Иными словами предполагается, что психологическое суждение о качестве исследуемого звучания формируется у слушателя не под воздействием всей воспринимаемой им совокупности ощущений, характеризующих это звучание, а ориентируется только на основные ощущения, являющиеся, однако, вполне достаточными для правильной и полноценной оценки. При этом чаще всего находит применение линейная многомерная модель оценки качества звучания. k

(1.11

где Я ) - значения основных статистически независимых субъективных ощущений, оцениваемые с помощью специальных психологических шкал чаще всего в баллах; v, - весовые множители, определяющие значимость каждого этого ощущения (признака качества) при формировании общей оценки (суждения). Значение Я) каждого основного ощущения зависит, во-первых, от выбора исходной звуковой программы (т. е. от того, насколько сильно оно проявляется в программе) и, во-вторых, от параметров системы передачи и воспроизведения звука, оказывающей то или иное искажающее воздействие на передаваемый сигнал.

Процесс формирования суждения слушателя на звуковое воздействие можно представить в виде обобщенной схемы, изображенной на рис. 1 1. Здесь процесс слухового восприятия условно разделяется на два функциональных этапа: анализ совокупности возникающих ощущений и выделение наиболее существенных из них и синтез эмоциональной реакции в единый звуковой образ и фор-

Название модели образовано от первых букв английских слов- Emotional Kesponse, Sensation, Phisical characteristics - эмоциональная реакция, ощуще- не, физическая характеристика.



мированне суждения слушателя на исходное звуковое воздействие. Существование этапа анализа слуховых ощущений подтверждается прежде всего способностью слушателя выделять из множества свойств предъявляемого звучания тот или иной интересующий слушателя признак (например, гулкость, прозрачность, объемность, протяженность и т. п.) и оценивать этот признак, ие обращая внимания на остальные. Именно на этом этапе происходит выделение основных ощущений из всей их совокупности.

----Объективные факторы---

ЗВуко- -Вое доз- -действие-

Анализ и Выделение основных ощущений


Синтез эмоциональной реакции

Суждение ~слушател/г

Ощущения

Су5ъектиВнье факторы - -

Рис. 1.1. Обобщенная модель формирования эмоциональной реакции слушателя

Формирование общей реакции слушателя в результате синтеза основных ощущений не является их простым суммированием, а происходит под воздействием ряда объективных и субъективных факторов. К числу наиболее существенных объективных факторов можно отнести влияние эпохи, моды, организации и условий проведения экспертиз, наличие мешающих посторонних внешних воздействий. Субъективными факторами являются: уровень подготовки и квалификация эксперта, тренированность в восприятии различного рода искажений, музыкальный вкус, привычки, эмоциональный настрой, особенности слуховой памяти и т. п.

В табл. 1.3 приведены основные ощущения, свойственные стереовоспронз-ведению, и значения коэффициентов v показывающих их значимость (вес) при оценке общего впечатления о качестве звучания в (1.1).

ТАБЛИЦА 1.Э

Компоненты стереоэффекта, их значимость

Весовые коэффициенты

Компоненты стереоэффекта

Квалифицированные

Обычные

эксперты

слушатели

Пространственное впечатление, полнота, объ-

0 ,27

0,34

емность звучания

Прозрачность (ясность, четкость) звучания

0,09

Естественность и богатство тембров, прият-

0 ,32

ность окраски

0,12

0,04

Чистота звучания

Из табл. 1.3 видно, что квалифицированные эксперты при оценке стереофонического звучания больше всего внимания уделяют естественности и богатству тембровой окраски, пространстиеииому впечатлению и прозрачности звучания, в



[ 1 ] 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61

© 2000 - 2017 ULTRASONEX-AMFODENT.RU.
Копирование материалов разрешено исключительно при условии цититирования.