Главная страница  Сети мобильной связи и телекоммуникации 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 [ 32 ] 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111

томатической коммутации режимов работы аппаратуры частота модуляции пилот-сигнала изменяется с 982,5 Гц в режиме СЗС на 922,5 Гц в режиме ДРС.

В системе с двумя несущими для передачи сигналов второго языка (или другой звуковой информации) используется канал П на дополни тельной несущей. Автоматическое переключение аппаратуры в соответствующий режим осуществляется путем изменения частоты модуляции пилот-тона с 117,5 Гц в стереорежиме на 274,1 Гц в режиме ДРС. Кроме того, при разработке системы сама частота пилот-тона была выбрана достаточно вьюокой (54,7 кГц) исходя из возможности дополнительного уплотнения каждой несущей звука путем введения модулированной поднесущей (аналогично тому, как это делается в других системах СЗС).

В системе BTSC, как уже упоминалось выше, для передачи дополнительной информации предусмотрен канал SAP на дополнительной поднесущей 5f p. Это позволяет передавать дополнительную информацию одновременно с передачей сигналов СЗС ТВ. Аналогичное решение уже много лет реализуется в США для передачи сигналов SCA (музыкальные программы по подписке) в диапазоне МВ-ЧМ, где для этой цели используется поднесущая 67 кГц.

У нас в стране разработаны система и аппаратура уплотнения для МВ-ЧМ звукового вещания, которые могут быть унифицированы и для телевидения. Для передачи дополнительной звуковой программы (второго языка) в системе используется частотная модуляция второй поднесущей частоты, величина которой выбрана равной f = Sfp = = 78,125 кГц. Испытания аппаратуры показали, что она может обеспечить разделение между каналами сигналов стереофонического зву-косопровождения и второго языка 44 дБ. Коэффициент гармоник в дополнительном канале при этом равен 2 %, отношение сигнал-шум 51 дБ в приемнике с параллельными трактами сигналов изображения и звука.

6.4. Структура современной радиовещательной станции [2]

Благодаря многочисленным изменениям в жизни страны за последние годы, которые не могли не затронуть и радиовещание, перед нами сегодня - преобразившийся эфир , более интересный, профессиональный, конкурентоспособный, альтернативный и перспективный. Интерес к радио не только не снизился, но и возрос вследствие его общедоступности, дешевизны и универсальности. Где мы только не слушаем радио: дома, в машине, на работе, на отдыхе, используем его даже в качестве лекарства от бессонницы. Тишина в человеческой жизни ушла в прошлое, а нас, городских и загород-

ных, окружают радиоволны, которые несут необходимую информацию и любимую музыку.

Сегодня эфир заполнен информацией на любой вкус, даже, возможно, и не на самый изысканный. Радиостанции выросли как грибы после дождя. Границ для радио фактически не стало, как с территориальной, так и с социально-экономической точек зрения. Но даже такую идиллическую картину портят законы рынка, так как социальная и экономическая отдача от затрат на организацию эфирного радиовещания может быть, мягко говоря, недостаточной. А затраты довольно крупные, если учесть, что эфир переполнен и требуется дорогостоящая аппаратура, чтобы пробиться к слушателям на большие территории. Такая геополитическая стратегия - предел мечтаний любой профессиональной молодой радиостанции.

Принимая также во внимание недальновидную или, может быть, удобную для кого-то политику распределения государственных частотных ресурсов для звукового вещания, следует отметить, что число небольших местных радиостанций разных форм собственности грозит возрасти за короткий промежуток времени. Опыт США, где зарегистрировано более 10 000 радиовещательных станций, да и наш собственный из других сфер деятельности, подсказывает, что стоит вовремя официально зарегистрировать то, что может функционировать неофициально, создавая нездоровую конкуренцию и малозаконный бизнес. В частности, на данном этапе эфир уже поделен. Радиостанции, которые могли быть созданы, уже созданы и успешно работают. Этап монтажа крупных радиостанций уже пройден. Сейчас происходит обновление существующих больших радиостанций в самых крупных городах России (в основном в Москве и Санкт-Петербурге). Головные, преимущественно московские, станции вышли на спутниковые каналы, и практически все крупные станции вещают на всю территорию России. Это повлекпо за собой развитие небольших станций ретрансляции. Рынок стал ориентироваться на обеспечение этих небольших ретрансляционных станций. Но прежде чем мы перейдем к студийному оборудованию, обеспечивающему сегодня качественную ретрансляцию, следует кратко остановиться на тех современных технологиях, на которых основана индустрия радиовещания.

Во-первых, это использование спутников связи и космических каналов связи как для распределения сигналов через бортовые ретрансляторы, так и для доставки вещательных программ непосредственно потребителям. С развитием такой технологии стал возможен массовый и надежный прием качественного звукового вещания на доступных приемниках и малоразмерных антеннах.

Во-вторых, это массовая информатизация и создание компьютерных сетей, которые объединяют информационные ресурсы во всем мире. Таким образом, через Интернет можно принимать различные



радиовещательные передачи вживую как через обыкновенный радиоприемник, так и в записи через персональный компьютер. Тем не менее, любая радиостанция, маленькая или крупная, состоит из эфирной, монтажной студий и передатчиков (рис. 6.14).

Приемник спутникового канала

Аппаратура передачи на спутник

dat\

магнитофЪн

Эфирный пульт

Эфирная студия \

Магнитофон

Магнитофон с жестким диском

FM-процессор

FM-процессор (2)

Сеть передачи информации

Интерфейсы линий -

ISDN

Телефон

Катушечный магнитофон

DAT-магнитофон

\ Радиорелейная

линия -,

Передатчик

Динамический процессор

Студийный пульт

Микрофоны

процессор -(1)

Магнитофон с жестким диском

Монтажная станция на базе жестких дисков

Монтажная студия

Рис. 6.14. Структурная схема работы радиостанции

Эфирная студия. Сегодня чаще всего используются два варианта построения эфирной студии. На небольших коммерческих радиостанциях, как правило, эфирная студия - это рабочее место ди-джея. В этом случае предъявляются особые требования к планировке и акустике студии, которая может состоять из одного или двух помещений.

На более крупных радиостанциях эфирная студия вкпючает в себя аппаратную звукорежиссера и акустически оформленную кабину ведущих.

Основу любой эфирной студии составляет микшерный пульт. Никого не надо убеждать, что высококачественный пульт является гарантом качественного вещания. Эфирный пульт, в отличие от других пультов, должен обеспечивать не только вьюокое качество звука и низкий уровень шумов, но и минимальные фазовые сдвиги, минимальное взаимопроникновение между соседними каналами и, наконец, обладать высокой перегрузочной способностью и стабильностью характеристик. Пульт должен работать 24 ч в сутки на протяжении ряда лет, причем отказ не должен приводить к катастрофическим последствиям. Поэтому такие пульты имеют модульную конструкцию, обеспечивающую замену отдельных модулей без отключения питания, быстрый поиск и устранение неисправностей.

Эфирный пульт должен иметь интерфейсы дистанционного управления внешними устройствами, телефонный интерфейс, переговорное устройство, возможность автоматического отключения монитор-ной линии при включении микрофона и световую индикацию выхода в эфир. Желательно, чтобы эфирный пульт был оснащен встроенным таймером и часами с автоматическим или ручным управлением. Эквалайзеры в эфирных пультах обычно не применяются. При необходимости используется динамическая обработка или динамические процессоры, включенные в разрыв микрофонных линий, которые предварительно настроены под каждого диктора.

В качестве основных источников музыкальных программ в последнее время используют проигрыватели компакт-дисков, которые обеспечивают высокое качество звукового сигнала и оперативность работы. Магнитные ленты, картридж-машины и виниловые диски ушли в прошлое. Для выпуска в эфир оперативной информации, рекламных роликов, заставок в последнее время все чаще применяют магнитофоны с жестким диском, которые обладают высокой надежностью и обеспечивают минимальное время доступа, а также возможность оперативного обновления информации. Уникальные возможности этих магнитофонов позволяют хранить огромное количество записей на внутреннем жестком диске и обеспечивать к ним моментальный доступ. С их помощью возможно автоматизированное вещание, при котором на человека возлагаются только контрольные функции. Сжатие информации экономит место на жестком диске. Дисковые масси-



ВЫ могут быть реализованы на базе компьютеров со специализированным программным и аппаратным обеспечением или представлять собой специализированные устройства, работающие автономно или управляемые от компьютера. Широко распространенные ранее минидиски все реже используются для этих целей из-за их невьюокой на- дежности при 24-часовом режиме вещания. Одним из немаловажных требований, предъявляемых к носителям на жестком диске, является возможность работы в сети передачи информации, которая обеспечивает оперативность и исключает использование промежуточных физических носителей информации.

При организации эфира в записи основными источниками программ являются DAT-магнитофоны и носители с жестким диском, на которых можно хранить больший объем информации. Во время популярного в последнее время прямого телефонного эфира для выдачи сигнала телефонной линии в эфир используют согласующие устройства под названием телефонный гибрид . Помимо основной функции согласования уровней и обеспечения логики работы в более сложных устройствах применяются цифровые фильтры, эквалайзеры и встроенная динамическая обработка. Такие телефонные гибриды обеспечивают уверенный прием независимо от качества телефонных линий.

При прямых репортажах собственных корреспондентов используют мобильные специализированные устройства. Оперативная передача информации может осуществляться, как по обычным телефонным линиям, так и по специализированным, например, с использованием системы GSM (Глобальная система мобильной коммуникации). Вся звуковая информация с CD качеством из любой точки мира через сотовый телефон GSM или по линии ISDN в реальном времени передается в студию и - мгновенно в эфир. В случае отсутствия ISDN линии можно воспользоваться обычной телефонной линией и модемом. Для получения информации в студии необходимо иметь аппаратные средства и программное обеспечение для приема звуковой информации в используемом формате. При этом некоторые системы осуществляют двухстороннюю связь в реальном времени.

Иногда одним из источников программ в радиовещании является спутниковый канал, который чаще всего используется региональными и реже - крупными головными радиостанциями для ретрансляции. Головные, в основном московские, радиостанции, применяя системы спутниковой трансляции, вещают на всю территорию России. Например, оборудование системы спутниковой трансляции компании Comstream позволяет принимать радиостанцию Русское радио практически на всей территории России. Благодаря сочетанию цифровой технологии Comstream, сжатию и кодированию информации обеспечиваются высокое качество принимаемого сигнала, эко-

номия спутниковых каналов и исключается несанкционированный перехват.

Одним из направлений построения радиостанций является использование компьютера (РС, Мае или специализированная рабочая станция на их базе). Такие системы обычно строятся на базе общей компьютерной сети всей радиостанции, в которую входят компьютеры отдела подготовки рекламы и музыкальных программ, отдела новостей, архив музыкальных записей, компьютеры планирования выпуска рекламы и построения сетки вещания, а также компьютеры управления эфиром. Наряду с высокой гибкостью и наличием большого числа дополнительных возможностей эти системы требуют специально подготовленного персонала, имеют высокую стоимость и, если это не специализированные системы, не обеспечивают требуемой надежности при непрерывной работе в автоматическом режиме. Такие системы могут управляться дистанционно, например через спутниковую сеть.

Развитие цифровой технологии в области звука заставило многие фирмы разрабатывать цифровые микшерные консоли. А так как все носители сигналов также цифровые, появилась возможность создавать полностью цифровые студии, в которых сигнал от источника до стереокодера остается в цифре. В этом случае применяют высококачественные конверторы для микрофонов и телефонных линий. При использовании носителей с портом RS-422 (RS-232) возможно полное управление устройствами с микшерного пульта, что позволит обеспечить автоматизацию вещания. В таких системах центральный перепрограммируемый процессор управляет работой всей радиостанции. Эти системы достаточно дороги, пока малопопулярны, но за ними будущее.

Важная часть студии - мониторная секция, обеспечивающая контроль выходного сигнала со студии или с эфира. Для контроля сигнала со студии используют мониторы (акустические системы) и наушники. За сигналом с эфира следят специальные контрольно-измерительные приемники, которые проверяют множество параметров, таких как уровень поднесущей, девиация сигнала и др.

FM процессоры и передающее оборудование. Для согласования сигнала на выходе эфирной студии с передатчиком или релейной линией используют FM процессоры, позволяющие значительно улучшить характеристики звукового тракта всей радиостанции. Они расширяют зону уверенного приема, увеличивают соотношение cnrnajj -шум, позволяют расширить стереобазу и многое другое. Эти приборы, как правило, производят обработку в нескольких (трех - семи) частотных полосах и имеют в своем составе такие устройства, как АРУ (lev-eler), компрессор, лимитер, стереокодер и др. Часто FM процессор имеет устройства частотной коррекции сигнала (эквалайзер) и окра-



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 [ 32 ] 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111

© 2000 - 2024 ULTRASONEX-AMFODENT.RU.
Копирование материалов разрешено исключительно при условии цититирования.